Развитие специальной выносливости спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства в аэробной гимнастике

Цель работы. Разработать и экспериментально обосновать методику развития специальной выносливости спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства в аэробной гимнастике
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
10.01.2023
Объем файла
659 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Аэробная гимнастика – это вид спорта, характеризующийся высокой интенсивностью, динамичностью и координационной сложностью двигательных действий [9].
Специфичность содержания соревновательного упражнения, его пространственные, временные и динамические характеристики в аэробной гимнастике обусловливают проявление как общей, так и различных видов специальной выносливости.
Одним из критериев в исполнении классификационных программ по аэробной гимнастике является интенсивность. Так как в аэробной гимнастике понятие интенсивность тесно связано с понятием специальная выносливость, считается, что уровень развития специальной выносливости выше у того спортсмена, чья соревновательная программа наиболее интенсивная. Выполнение соревновательного упражнения осуществляется в условиях бескислородного энергообеспечения – гликолиза, что предъявляет повышенные требования к развитию гликолитического компонента специальной выносливости.
Вопросы развития одного из важнейших качеств в подготовке аэробных гимнастов - специальной выносливости, освещены крайне слабо. Многие методические проблемы стараются решить на основе общих положений из других, схожих по некоторым критериям, видов спорта [6, 7, 14]. Однако, специальная физическая подготовка в аэробной гимнастике должна строиться на использовании специфической методики с применением упражнений, характерных для избранного вида спорта. 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5

1.1 Характеристика вида спорта «аэробная гимнастика» 5

1.2 Специфика соревновательной деятельности в «аэробной гимнастике» 7

1.3 Выносливость как физическое качество в структуре подготовки спортсменов 9

1.4 Физиологические функции организма, влияющие на гликолитическую работоспособность 13

1.5 Характеристика мышечных волокон 18

1.6 Средства и методы развития специальной выносливости 20

1.7 Заключение по главе 24

ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25

2.1 Задачи исследования 25

2.2 Методы исследования 26

2.2.1 Анализ и обобщение данных специальной литературы 26

2.2.2 Анкетирование 26

2.2.3 Педагогическое наблюдение 27

2.2.4 Педагогический эксперимент 27

2.2.5 Медико-биологическое тестирование 27

2.2.5.1 Измерение частоты сердечных сокращений 27

2.2.5.2 Пульсоксиметрия 28

2.2.5.3 Измерение лактата 28

2.2.6 Методы математико-статистической обработки данных 28

2.3 Организация исследования 31

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ В АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32

3.1 Разработка экспериментальной методики для развития скоростно-силовой выносливости спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства 32

3.2 Исследование функционального состояния спортсменов, занимающихся аэробной гимнастикой 34

3.3 Результаты педагогического эксперимента 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учеб. пособие / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева.- Москва: Изд-во РУДН, 2006.- 284 с.

2. Агапов, Ю.Я. Кислотно-щелочной баланс / Ю.Я. Агапов.- Москва: Медицина,1968.- 183 с.

3. Азамиан, Д.А. Пульсовые критерии эффективности различных ре­ жимов интервальной гипоксической тренировки в спорте: специальность 13.00.04 «Теория и методик физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Азамиан Джази Акбар.- Москва, 2005. - 25 с.

4. Александров, И.И. Исследование аэробного и анаэробного обеспечения напряженной мышечной деятельности человека (на модели плавания и бега): автореф. дис. ...канд. биол. наук / Александров Игорь Иванович.- Ленинград, 1972.- 24 с.

5. Алексеев, Г.А. Влияние тренировочных нагрузок разной направленности на изменения показателей специальной работоспособности бегунов на средние дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алексеев Геннадий Алексеевич.- Москва, 1981.- 24 с.

6. Андреасян, К.Б. Структура годичного цикла подготовки высококва­ лифицированных спортсменов в спортивной аэробике: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореф. дис. … канд. пед. наук / Андреасян Кнарик Борисовна.- Москва, 1998. - 28 с.

7. Андреева, В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно­силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике    / Вера Евгеньевна Андреева; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена (РГПУ им А.И. Герцена), г. Санкт-Петербург // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2010.- № 2 (60).- С. 19-23.

8. Аулик, И.В. Порог анаэробного обмена и его роль при тренировке выносливости / И.В. Аулик, И.Э. Рубана // Научно-спортивный вестник.- 1990.- № 5.- С. 15-19.

9. Аэробная гимнастика: правила соревнований FIG 2022-2024       / Международная федерация гимнастики.- Москва, 2022.- 256 с. 

10. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, Э.Н. Несин,           А.А. Осипенко, С. Н. Корсун.- Киев: Олимп, литература, 2000.- 504 с.

11. Болотов, В.М. Развитие выносливости юных каратистов на основе индивидуализации учебно-тренировочного процесса: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Болотов Валерий Михайлович.- Челябинск, 2008.- 21 с.

12. Бреслав, И.С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте / И.С. Бреслав, Н.И. Волков, Р.В. Тамбовцева.- Москва: Советский спорт, 2013.- 336 с. 

13. Бушма, Т.В. Специальная выносливость на занятиях аэробикой    / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения.- 2016.- Т. 11, № 1.- С. 364-371.

14. Васильков, П.С. Силовая выносливость борцов и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васильков Петр Сергеевич.- Витебск, 1982.- 22 с.

15. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский.- Москва: ФиС, 1988.- 331с.

16. Волков, Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: специальность 14.00.17 «Нормальная физиология»: автореф. дис. ...д-ра биол. наук / Волков Николай Иванович.- Москва,1990.- 101 с.

17. Волков, Н.И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте    / Н.И.Волков, A.B. Карасев, М. Хосни.- Москва: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995.- 195 с.

18. Воробьева, Е.В. Воспитание физических способностей юных гимнасток, занимающихся спортивной аэробикой на этапе начальной подготовки   / Воробьева Е.В., Бобровская О.В., Садовникова А.М.- Текст: электронный // Теория и методика физического воспитания.- 2019.- Т. 13, № 2.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-fizicheskih-sposobnostey-yunyh-gimnastok-zanimayuschihsya-sportivnoy-aerobikoy-na-etape-nachalnoy-podgotovki (дата обращения: 15.11.2021).

19. Габрысь, Т. Анаэробная работоспособность спортсменов: лимитирующие факторы, тесты и критерии, средства и методы тренировки: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Габрысь Томаш.- Москва, 2000.- 58 с.

20. Гавердовский, Ю.К. Спортивная гимнастика / Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский.- Москва: Физкультура и спорт, 1999.- 327 с.

21. Гамалицкий, К.В. Некоторые особенности воспитания выносливости в гребном спорте / К.В. Гамалицкий, И.А. Спивак // Сборник статей и тезисов международной электронной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ПТУ им. Т. Г. Шевченко и 10-летию факультета физической культуры и спорта «Физическое развитие и подготовка личности: выносливость».- Тирасполь, 2010.- С. 70-74.

22. Гимнастика: теория и методика преподавания: [учеб. пособие]   / Т.М. Лебедихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.- 112 с.

23. Горбунов, В.А. Тренировочно-соревновательная деятельность спортсменов в аэробике / В.А. Горбунов; Иркутский гос. лингвистич. ун-т // Вестник спортивной науки.- 2008.- № 2.- С. 8-12. 

24. Доскин, В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А.Доскин, Н.А.Лавреньева, М.П.Мирошников // Вопросы психологии. – 1973.- № 6.- С. 141-146.

25. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов    / Ермолаев О.Ю.- 4-е изд., испр.- Москва: Флинта, 2006.- 336 с.

26. Зациорский, В.М. Двигательные качества спортсменов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зациорский Владимир Михайлович.- Москва, 1968.- 52 с.

27. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В. Зимкин.- Москва: Физкультура и спорт, 2006.- 205 с.

28. Зыкова, А.П. Физическая подготовка гимнасток в спортивной аэробике на тренировочном этапе / Зыкова А.П., Воробьева Е.В.- Текст: электронный // Теория и методика физического воспитания.- 2018.- № 1.- URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-podgotovka-gimnastok-v-sportivnoy-aerobike-na-trenirovochnom-etape (дата обращения: 15.11.2021). 

29. Иванникова, Н.Н. Биохимическая оценка функциональной подготовленности спортсменок в художественной гимнастике                      / Н.Н. Иванникова // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы 7 Междунар. науч. сессии БГУФК и НИИФК и СРБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г.- Минск, 2004.- С. 471-472.

30. Каган, Е.С. Прикладной статистический анализ данных: учеб. пособие / Е.С. Каган; Кемеров. гос. ун-т.- Кемерово, 2018.-  235 с.

31. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / Карелин А.- Москва: Эксмо, 2007.- 416 с. 

32. Коц, Я.М. Спортивная физиология /Я.М. Коц.- Москва: ФиС, 1986.-  240 с.

33. Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учеб.-метод. пособие / Е.С. Крючек.- Москва: Терра-спорт: Олимпия- Пресс, 2001.- 61 с. 

34. Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных упражнений / Е.С. Крючек.- Москва: Терра-спорт, 2000.- 64 с

35. Крючек, Е.С. Правила соревнований по аэробной гимнастике на 2005-2008 годы / Е.С. Крючек, С.М. Лукина.- Санкт-Петербург, 2005.- 138 с.

36. Кулик, Н.Г. Совершенствование работоспособности борцов-самбистов / Н.Г. Кулик.- Москва: Анита Пресс,2008.- 160 с.

37. Линец, М.М. Воспитание выносливости в циклических локомоциях субмаксимальной мощности в процессе многолетней спортивной тренировки: автореф. дис. … канд. пед. наук / Линец Михаил Михайлович.- Москва, 1979.- 23 с.

38. Максимов, Д.В. Физическая подготовка единоборцев (самбо и дзюдо). Теоретико-практические рекомендации / Д.В. Максимов, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков.- Mосква: ТВТ Дивизион, 2011.- 160 с.

39. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник / Л.П. Матвеев.- Москва: Спорт, 2019.- 340 с.: ил.

40. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев.- Москва: Спорт, 2021.- 543 с.

41. Меркулова, Р.А. Производительность сердца при мышечной работе у спортсменов разного возраста / P.A. Меркулова, В.Н. Хельбин.- Москва: Советский спорт, 2011.- 103 с.

42. Михайлова, Э.И. Оценка специальной физической подготовленности в предсоревновательном периоде при занятиях спортивной аэробикой / Михайлова Э.И., Михайлова Н.Г., Деревлева Е.Б.- Текст: электронный // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.- 2019.- Т. 14, № 1.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-spetsialnoy-fizicheskoy-podgotovlennosti-v-predsorevnova-telnom-periode-pri-zanyatiyah-sportivnoy-aerobikoy (дата обращения: 21.12.2021.)

43. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. Гринхафф.-  Киев: Олимпийская литература, 2001.- 295 с. 

44. Мошанов, A.B. Моделирование соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов в структуре интервальной мышечной тренировки: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мошанов Андрей Викторович.- Москва, 2000.- 23с.

45. Мякинченко, Е.Б. Концепция воспитания локальной выносливости в циклических видах спорт: специальность 13.00.04 «Теория и методик физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Мякинченко Евгений Борисович.- Москва, 1997.- 48 с.

46. Мякинченко, Е.Б. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой аэробике / Е. Б. Мякинченко, М.П. Ивлев,    М.П. Шестаков // Теория и практика физической культуры.- 1997.- № 3.- С. 39-43.

Данный показатель дает нам понимание о том, что выполнение соревновательной композиции оказывает гипоксическое влияние на организм, так как осуществляется в безкислородной зоне и приводит к снижению общего количества кислорода, доставляемого к тканям. 
В КГ уровень сатурации в начале и в конце эксперимента снижается на 11% от максимума (100%) после выполнения соревновательной программы. В ЭГ в конце эксперимента отмечено снижение данного показателя лишь на 7%, что указывает на сохранение более высокой насыщенности крови кислородом, т.е. меньшее закисление организма и большая способность проявления скоростно-силовых показателей.   
Оценивая полученные данные, нами было принято решение проанализировать субъективные показатели в оценках спортсменками своего функционального состояния. Так как статистически значимых измнений в объективных данных у КГ не было выявлено, анкетирование по методу САН и по шкале Борга было предложено только спортсменкам ЭГ с целью сопоставления полученных объективных результатов с субъективными.