Особенности развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать формы и методы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
10.01.2023
Объем файла
570 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Развитие общества затронуло многие сферы и повлияло на экономические и социальные преобразования. Благодаря чему возникла необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, к общению с окружающими. Одним из важнейших навыков современного человека являются коммуникативные навыки. Наличие их на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в самых разных видах деятельности.
Проблеме формирования коммуникативных навыков младших школьников посвящен ряд исследований, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, Р.В. Овчаровой и др.
Во многих источниках можно наблюдать решение данной проблемы, например, в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение (т.е коммуникативные навыки) в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Основываясь на концепции его концепции можно сказать, что формирование и развитие коммуникативных навыков детей является одной из приоритетных задач школы, так как эффективность и качество коммуникативного процесса в большей степени зависят от уровня развития коммуникативных навыков. 
Потребность общества возрастает в коммуникабельных людях, современная школа с её существующим набором форм и методов обучения не способствует в достаточной мере развитию коммуникативных способностей. Поэтому возникла необходимость обеспечить быстрое и всестороннее развитие коммуникативных навыков. Это чрезвычайно актуальная проблема, так как то, насколько развиты данные навыки влияет на результативность обучения, на процесс социализации и развития личности ребёнка в целом.

ОГЛАВЛЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Развитие коммуникативных навыков как социально - педагогическая проблема 7

1.2. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников 12

1.3. Формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста 19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26

2.1.  Диагностика особенностей и уровня  развития коммуникативных навыков у  младших школьников 26

2.2. Программа по развитию  коммуникативных навыков у  младших школьников посредством внеклассной работы 33

2.3. Методические рекомендации по развитию  коммуникативных навыков у детей  младшего  школьного возраста 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 01.09.2011 № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» - М.: Просвещение, 2016. 64 с.
2.            Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 608 с.
3.            А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2016. -151 с.
4.            Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография / Л.В. Байбородова.- Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. 215 с.
5.            Баширова Р. Р. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции младших школьников / Р. Р. Баширова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 2 (7). С. 75
6.            Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова / Сб. метод, материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. М.:Педагогический поиск , 2015. С. 12-15.
7.            Блинкова С.И. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках / С. И. Блинкова, А.А. Салахова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях. 2017. С. 41-43.
8.            Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб: «Питер», 2015. 304 с.
9.            Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 149.
10.       Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе/ Р.С.Буре. М.:АСТ, 2015. 486 с.
11.       Выготский JI.C. Психология развития ребёнка / JI.C. Выготский. М.: Смысл, Эксмо, 2014. 512 с.
12.       Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование . М., 2016. С. 45-46.
13.       Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н. И. Дереклеева. М., 2015. С. 124-135.
14.       Дубровина И.В. Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Пригожан. М.,2014. 461с.
15.       Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина // Начальная школа. 2013. № 11. С. 13-19.
16.       Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов . 2014. С.45.
17.       Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям / В.Н. Клепиков // Воспитание школьников. 2015. №8. С.18-22.
18.       Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителя / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. М.:АСТ, 2013.- 60 с.
19.       Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 2015. - 112 с.
20.       Общая психология. Словарь/ Под.ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2015. 576 с.
21.       Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2014. – 460 с.
22.       Ооржак Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Ооржак. М.: Чистые пруды, 2014. С. 23-26.
23.       Рожков М.И. Воспитание свободного человека / М.И. Рожков. Ярославль: ЯГПУ, 2016. 29 с.
24.       Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 2012. – 720 с.
25.       Сироткина Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении / Е.Я.Сироткина //журн. Начальная школа. 2014. №8. С. 29 - 32.
26.       Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 576 с.

Низкий уровень - узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
Средний уровень - имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
Высокий уровень - узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.