Педагогические условия сопровождения сюжетной игры в группе раннего возраста

Цель исследования: теоретически изучить и эмпирическим путем проверить эффективность педагогических условий сопровождения сюжетной игры в группе раннего возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.01.2023
Объем файла
424 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Раннее детство – это время, когда закладывается физическое, психическое и личностное развитие ребенка. В этот период активно развиваются все виды деятельности, в том числе и игровая. Она известна как игра, которую могут использовать любители спорта из-за ее активной деятельности. Ученые считают, что развитие игры в детстве во многом зависит от того, как игра будет усвоена в раннем возрасте. По мере взросления ребенка он переходит от простых манипуляций к действиям. К трем годам игра становится главным занятием ребенка (ведущей деятельностью).
 Развивающее значение игры очень многообразно. Благодаря ей ребенок с интересом познает мир, его мышление быстрее развивается, он проявляет чувства и волю в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания происходит благодаря игре.
Игра как деятельность, всегда была острой проблемой  имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). «С точки зрения ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы педагогического сопровождения сюжетной игры   детей раннего возраста……………………………………8

1.1 Изучение вопроса развития игровой деятельности детей раннего возраста  в трудах отечественных педагогов и психологов .............................................8

1.2 Этапы развития игровой деятельности в раннем возрасте………………..18

1.3  Руководство сюжетными играми малышей в раннем возрасте.................28

1.4 Организация предметно-игровой среды как необходимое условие развития сюжетно-отобразительной игры  в группах раннего возраста…………………………………………………………………………..41

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по педагогическому сопровождению сюжетной игры в группе раннего возраста……..……52

2.1 Диагностика уровня сформированности игровых навыков   у детей раннего возраста…………………………………………………..………..….52

2.2 Педагогические условия сопровождения сюжетной игры в группе детей раннего возраста...............................................................................................59

2.3  Анализ результатов опытно-экспериментальной работы..........................67

Заключение...........................................................................................................72

Библиографический список..............................................................................75

Библиографический список 

1. Аренкина, Е.В. Значение игры для ребёнка младшего возраста / Е.В. Аренкина // Детский сад. Всё для воспитателей. - 2013.- №9.- С.34-35.

2. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009.-144с. 

3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. / Т.М. Бабунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. 

4. Брызгалова, А.Н. Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-развивающая среда в ДОУ / А.Н.Брызгалова, О.И. Дрозд, М.А.Калиновская/ Под ред. И.В. Житко.- М.: Школьная Пресса, 2009.- 32с.

5. Васильева, О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников / О.К.Васильева.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.-144с.

6. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно – развивающая среда детского сада: Учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Перспектива, 2011. – 217 с.

7. Волков, Б.С. Дошкольная психология: учебное пособие / Б.С. Волков.- М.: Академический проспект, 2007.- 288с.

8. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Учим общаться детей раннего возраста. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 115с.

9. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста / Е.Б. Волосова. - М.: Линкас - Пресс, 1999. - 70с.

10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2 изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983. – 192 с.

11. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1996. – 269 с.

12. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2006. – 507 с.

13. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 132с.

14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.

15. Зворыгина, Е.В. Я играю!: Условия для развития сюжетных игр малышей: Пособие для воспитателей и родителей/ Е.В.Зворыгина.- М.: Просвещение, 2010. - 112с.

16. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ/ В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80с.

17. Зинченко, В. П. Психологический  словарь  /  Под  ред.  В.П.  Зинченко,  Б.Г  Мещерякова, 4-е изд. -  М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 440 с.

18. История дошкольной педагогики / Под ред. Л.Н. Литвина.- М.: Просвещение, 2005.- 352с.

19. Камышанова, К.И. Ребёнок от рождения до трёх лет / К.И. Камышанова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 140с. 

20. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. / Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. – 143с.

21. Коберняк, Е.И. Развитие игровой деятельности у ребёнка младшего возраста/ Е.И. Коберняк // Детский сад. Всё для воспитателя. - 2012. - №12. -С. 2-7. 

22. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416с.

23. Коменский, Я.А. Сочинения / Я.А.Коменский.- М.: ЁЁ Медиа, 2012.-480с.

24. Котырло, В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. / В.К. Котырло. - Киев: Ранок, 2007. – 68с.

25. Кудрявцев, В.П. О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта / В.П. Кудрявцев //  Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. – С. 32-36.

26. Кулягинова, О.А. Психология детства. Азбука для родителей / О.А. Кулягина. – М.: Феникс,2008.- 256с.

27. Леонтьев  А.Н.  Психологические  основы  дошкольной  игры / А.Н. Леонтьев  //  Психологическая наука и образование. –1996. – № 3. – С. 19–31.

28. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер,  2008. - 583с. 

29. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. - 96с.

30. Микляева, Н.В. Игровая среда в домашних условиях. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой, Е.А. Решетило, О.Г. Лопатиной.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 128с.

31. Микляева, Н.В. Первые шаги в мир. Игровые сеансы для детей 2-3 лет. Методическое пособие./ Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 246с.

32. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - 2 изд., испр. / Н.Я. Михайленко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96с.

33. Новосёлова, С.Л. Игра дошкольника: учебное пособие / С.Л. Новосёлова. – М.: Просвещение, 2009. – 286с.

34. Новосёлова, С.Л. Развивающая предметная среда. / С.Л. Новосёлова. – Москва: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 2011. – 74с.

35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Л.Ф. Обухова.- М.: Высшее образование,2006.- 460с.

36. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.

37. Павлова, Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет / Л.Н. Павлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 95с.

38. Петровский, А. В., Кларина, Л.М., Смывина, Л.А., Стрелкова, Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А. В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: Просвещение, 2003. – 445с. 

39. Петровский, А.В. Общая психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошееский, А.В. Брушлипский, В.А. Петровский. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 512с. 

40. Пилюгина, Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120с.

41. Полякова, М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: Методические рекомендации / М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.

42. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- 6-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.-208с.

43. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 155 с. 

44. Смирнова, Е., Холмогорова, В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

45. Смирнова, Е., Холмогорова, В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам./ Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. - С. 73-77.

46. Смирнова, Е.О. Почему дети стали хуже играть/ Е.О.Смирнова// Детский сад. Всё для воспитателя. – 2013.- № 2.- С. 2-5.

47. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения / Е. О. Смирнова, В.М. Холмогорова дошкольников. - М.: Просвещение, 2003. - 164с.

48. Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации./ Л.А. Снегирева. – Минск: Высшая школа, 2005. – 86с.

49. Степанова, О.А. Развитие игровой деятельности ребёнка: Обзор программ дошкольного образования/ О.А. Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2009.-128с.

50. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник / Г.А.Урунтаева.- М.: Академия, 2008.- 368с.

51. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.

52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / под ред. А.В. Запорожца / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2008. – 96с.

53. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч.1 / К.Д. Ушинский. – М.: Гранд-Фаир, 2009.- 576с.

54. Феклистова, С.Н. Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей / С.Н. Феклистова. - Минск: БГПУ, 2005. — 46 с.

55. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 384с.

56. Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011.–384 с.

57. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс / С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2015 — 74 с.

58. Игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Проспект, 2012. – 392с.

59. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Предметная игровая среда создается с учетом возраста детей и имеет свою специфику. Особенности организации предметно-игровой среды для дошкольников являются основными, они обеспечивают все возможности для реализации психофизического и психоэмоционального благополучия. Именно в ней ребенок впервые открывает для себя функции предметов. Взрослый помогает ему узнать назначение и способы использования вещей. Особенностью предметной деятельности в раннем возрасте является сотрудничество ребенка и взрослого, когда взрослый выступает в роли наставника. Поэтому в дошкольном учреждении большое внимание уделяется подбору игровых материалов, развивающих игрушек и средств обучения. [13]
Предметная среда развития детей раннего детства предполагает создание благоприятных условий, призванных привить ребенку основные качества, необходимые для будущей деятельности и формирующейся на их основе психике. Подбор игрушек и игрового инвентаря должен быть дифференцированным по периодам. Оборудование должно удовлетворять потребности ребенка в совместных действиях со взрослым, создавать неповторимую игровую площадку. Это период (1-1,5 - 1,5-2 года) интенсивного накопления чувственного опыта, овладения простейшими способами действия, обобщенными представлениями о цвете, величине, форме. В этот период дидактические наборы (мячи, кольца, кубики, цилиндры, столбики и др.), лошадки-качалки, сенсорный дидактический стол, сухой тазик (развитие координации), кубики (животные, фрукты и др.), пирамидки. различных размеров [44].