Формирование орфографического навыка у учащихся начальной школы при изучении морфемного состава слова
Введение
Одна из важнейших задач начальной школы – заложить крепкий фундамент базовых знаний родного языка. Учителя на протяжении нескольких десятилетий из года в год пытаются максимально качественно и понятно передать знания учащимся. Однако на своем пути педагоги сталкиваются с различными трудностями, одной из которых является как научить ребенка грамотно писать. Орфографический навык помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Важное воздействие на формирование орфографический навык оказывает изучение морфемного состава слова в начальной школе. Орфограмма всегда находится в какой-либо морфеме. Для решения той или иной орфографической задачи мы выбираем разную стратегию — это зависит от того, в какой морфеме встретилась орфограмма.
Данная работа посвящена исследованиям влияния изучения морфемного состава слова на орфографический навык учащихся начальных классов.
Актуальность работы обусловлена важностью развития орфографического навыка учащихся.Особая роль в формировании этого навыка принадлежит начальным классам. Именно на этапе начальных классов учителю необходимо научить учащихся превращать свои знания в навыки. Изучение морфемного состава слова напрямую связано с формированием орфографического навыка. Кроме того, следует учитывать тот факт, что изучение словообразования способствует развитию логического мышления, а также умения анализировать и синтезировать. Нами были опрошены педагоги, больший процент которых считает, что процент грамотности детей с каждым годом значительно падает. Статистика всероссийских проверочных работ показывает нестабильный показатель, с каждым годом грамотность не растет, но и не сильно падает, однако результаты тотального диктанта доказывает, что большинство ошибок допускаются в составе слова.
Оглавление
Введение 3
1. Понятие о морфемики как единицы языкознания и методы её изучения 5
1.1. Основные понятия морфемики 5
1.2 Изучение морфемного состава слова в начальной школе 9
1.3 Функции морфем и способы их анализа в начальной школе 16
Выводы по 1 главе. 22
Глава II. Экспериментальная работа в школе. 23
2.1. Констатирующий эксперимент по изучению морфемного состава слова. 23
2.2. Типичные ошибки учащихся 25
2.3. Задания для формирующего эксперимента 27
Выводы по 2 главе. 28
Заключение 29
Литература 30
Литература
1. Морфемика и словообразования современного русского языка. Теория : учеб. пособие М.Ю. Казак. – Белгород : ИД «Белгород», 2012. – 80 с.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М. – 1966. – 307 с.
3. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. - ч.1/ Е.И. Диброва, О.В. Сосновская; под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.
4. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаев, Н.Н. Светловская.-2 –е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
3. Методика русского языка/ В.А.Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 406 с.
4. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2 –е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
5. Русский язык в начальных классах/ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. Под ред. М.С. Соловейчик.- М.: Просвещение, 1993.- 383.
6. Русский язык/ Л.Л. Косаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин; под ред. Л.Л. Косаткина. – 3-е изд. – М.: изд. Издательский центр «Академия», 2005. – 768 с.
7. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т.П. Костляев, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.
8. Русский язык: учебное пособие. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 386 с.
9. Русский язык/ М.: Просвещение, 1974. – 320 с.
10. Русский язык / С.С. Вартопетова, Д.Ф. Кузина, Г.В. Кузьмина и др.; под ред. Г.Г. Гародиловой. – Л.: Просвещение. Ленинград. отделение, 1987. – 496 с.
11. Русский язык / И.И. Воронеблицкая, Э.С. Горбецкая, Л.А. Лазаренко и др.; под ред. А.В. Барандеева.- М.: Просвещение, 1987. – 399 с.
12. Русский язык/ Л.А. Чешко: учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990. – 333 с.
13. Русский язык/ Э.И. Борисоглебская, В.П. Гурченнова, А.Е. Курбыко, Г.В. Паранкевич, М.Ф. Сморщак. – М.: «Высшая школа», 1985. – 218 с.
14. Современный русский язык: учебное пособие для студ. ВУЗов, обуч. по спец. «Филология»/ П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. – 560 с.
15. Современный русский язык/ П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова и др.; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001. – 448 с.
16. Современный русский язык/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Дибровой Е.И..- М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 704 с.
17. Современный русский язык/ Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеголева и др.; под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – ч. 1. – 704 с.
18. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – ч.1/ Е.И. Диброва, О.В. Сосновская; под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
19. Современный русский язык/ под ред. Н.С. Волгиной: учебник для ВУЗов – изд. 6, перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
20. Современный русский язык/ Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
21. Теория языка. Вводный курс. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Напомним, что в отличие от свободных корней, которые имеют ясно выраженное лексическое значение, в связанных корнях вещественное значение не поддается объяснению с точки зрения современного языка. Например, что обозначает корень -ня- в словах занять, перенять, отнять и т.п? А корень -ул- в словах улица, переулок, закоулок? Для младших школьников, которые стремятся мыслить конкретно, работа с такими словами затруднительна [11, С. 105].
Упрощение означает, что слово, ранее разделенное на отдельные значимые части, выступает как исходная, целостная сущность. Мы уже упоминали слово красивое. В современном языке оно утратило связь со словом красный. Его нельзя толковать как знак чего-то очень красного.
Другое дело - этимологический анализ этого и других подобных слов. Раньше он был красивым и красным в сознании людей. Младшие школьники будут рады слушать и понимать. Поэтому мы хотели обратить внимание учителей на то, что при работе со словами необходимо четко различать два вида анализа: современный и исторический.
Современный анализ структуры слова (синхрония) направлен на выяснение отношений между словами, существующими на данном этапе развития языка. Так, например, слово медведь в современном языке связано со словами медвежонок, медвежонок, медвежье мясо, медвежий стиль и некоторыми другими. Если подойти к тому же слову с точки зрения истории языка (диахронии), то окажется, что слово медведь имеет связь не только со словом мед, но и со словом пища.