Живопись как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность живописи для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.01.2023
Объем файла
354 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, а в частности живопись. Творчество живописи говорит образным языком,  оно наглядно, что близко детям дошкольного возраста. Важно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни. Можно вспомнить слова А.А.Блока – тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть». Именно благодаря этому живопись сохраняет живым и не тронутыми то чувство, которым отличаются дети. Общеизвестно: основы эмоциональной и сенсорной культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте. Поэтому так важно, чтобы уже в пяти-, шестилетнем возрасте были заложены и развиты в ребёнке навыки культуры чувствования именно произведения искусства.  Искусство оказывает влияние на воспитание в целом, на формирование личности ребенка. Оно способствует эмоциональному и эстетическому развитию, является не только средством познания действительности, но и источником воспитания, развития чувств и переживаний. Художественные произведения помогают развить  эстетический вкус, образное и ассоциативно-логическое мышление, воображение, самосозерцания. Живопись способна не только радовать детей, но и вдохновлять на творчество.

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развитИя связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………………………………………………………………………11
1.1 Особенности развития и функций связной речи детей дошкольного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе…………………………………………11
1.2 Значение  живописи для развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………………………...…15
1.3 Методы и приемы ознакомления с живописью детей старшего  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…..…………..24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию живописи для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи  III уровня…………………………………………………28
2.1 Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня ………………………..…..28
2.2 Описание работы по использованию живописи для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  III уровня ……………………………………………………………………………35
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………44
Заключение……………………………………………………………………..51
Библиографический список………………………………………………….54
 

 

Библиография

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1989.

2. Аксёнов Ю.Г., Закин Р.М., Кригер Ф.М. Рисунок и живопись / Под ред. Ю.Г. Аксёнова – М.: Просвещение, 1976.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000.

4. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа / А.Д. Алёхин – М.: Просвещение, 1984.

5. Аникшеева М.М. Развитие речи и речевое развитие дошкольников. / М.М. Аникшеева – М.: Просвещение, 1995.

6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей // Книга воспитателя детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.

8. Беликова М.П. Эстетическое воспитание детей на занятиях изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание – 1981 - №4.

9. Белобрыкина О.А. Речь и общение. -  Ярославль: «Академия Развития»: «Академия К», 1988.

10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

11. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребёнка. Дошкольный возраст. – Минск: Народная асвета, 1974.

12. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

13. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

15. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. соч.: в 6-ти т. М.: Просвещение, 1982.

16. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6-ти т. 2., М.: Педагогика, 1982.

17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961.

18. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Творческий центр, 2005.

19. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, А.Е. Панько – Минск: Университет,1988.

20. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -  М.: Просвещение, 1988.

21. Жинкин Л.И. Механизмы речи. – М.: 1958.

22. Жинкин Л.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова. – М.: Просвещение, 1966.

23. Жинкин Л.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982.

24. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред. О.С. Ушаковой – М.: Просвещение, 1993.

25. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1986.

26. Истомина З.М. Роль слова и картинки в развитии речи ребёнка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1956, №7.

27. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.

28. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.

29. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 1983.

30. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. – М.: Просвещение, 1978.

На следующем занятии дети самостоятельно описывают картину И.И.Левитана «Золотая осень». На этом этапе ознакомления с живописью на занятии (сразу после искусствоведческого рассказа) детям предлагались конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с тем, чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения. Например, «Что изображено на картине? Где расположены изображённые  на картине предметы, люди? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? Как это художнику удалось сделать? О чём вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину? В этих вопросах учитывался принцип постепенности нарастания сложности. Восприятие живописи, её познание невозможно без эмоций, поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдал себя приём «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями, нами использовались приёмы, усложняющиеся по мере овладения умением «читать» картину, понимать её содержание и выразительные средства. Одним из таких приёмов является рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Как и искусствоведческий рассказ, он использовался на первом этапе ознакомления с живописью.