Формирование читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста посредством выполнения творческих заданий на уроках литературного чтения

Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальная проверка сформированности читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста посредством выполнения творческих заданий на уроке литературного чтения
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.01.2023
Объем файла
458 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день читательская культура личности имеет высокую мировую ценность, однако в России замечена тенденция низкого уровня чтения и снижения степени сформированности читательской самостоятельности обучающихся в старших классах — такой вывод был сделан после мониторингового исследования в 2016 году международной программой PISA. В исследовании PISA уделялось особое внимание выявлению уровня читательской грамотности и тенденции развития читательского образования в мире. [4]
Также результатами международного исследования PIRLS младших школьников в 2016 году показывают следующие показатели: имеется положительный уровень готовности российских выпускников начальной школы к тому, чтобы в старшей школе использовать тексты для обучения, для расширения своего личного опыта и знаний. 
Просмотрев и изучив данные международных исследований PIRLS -проверки освоенности и умение применять читательскую самостоятельность в обучении и жизни младшими школьниками и PISA – диагностика обучающихся старших классов, можно сделать следующее обобщение: 
- В последние годы прослеживается снижение степени заинтересованности подрастающего поколения к чтению классической литературы для детей.
- Помимо этого, обучающийся рано начинает исследовать просторы массовой информации, в последствие чего он гораздо меньше обращается к книгам, у обучающихся выявляется низкий уровень интереса к литературе, также уменьшение уровня его грамотности и речевого словарного запаса.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…...……………………...………………………...…..…..…………3

Глава 1. Теоретические основы формирования читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста …………………….......8

1.1. Понятие «читательская самостоятельность» и её структура…….….8

1.2. Психолого-педагогические условия формирования читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста……….……..……..….15

1.3. Методы и приёмы формирования читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста……...………………….…………………...26

Выводы по 1 главе…………………………..………….…………………….33

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения посредством выполнения творческих заданий………….35

2.1. Констатирующий эксперимент. Выявление уровня сформированности читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста.............35

2.2. Формирующий эксперимент. Разработка и проведение цикла уроков литературного чтения, направленного на формирование читательской самостоятельности посредством выполнения творческих заданий.....................51

2.3. Контрольный эксперимент. Динамика сформированности читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения………………………………………………………………61

Выводы по 2 главе……………………………………………………...........73

Заключение…...…………………………………………………….………...74

Список использованных источников……………………………………….77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922 (Дата обращения: 01.11.2021) 
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 08.12.2021)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. Сайт Федеральных государственных образовательных стандартов - Режим доступа: http://standart.edu.ru (Дата обращения 09.01.2022)
4. Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Центр оценки качества образования [Электронный ресурс] - Режим доступа http://centeroko.ru. (Дата обращения: 13.01.2022)
5. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 2017. – 12 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский - СПб.: СОЮЗ, 2017. – 96 с. 
7. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.wciom.com (Дата обращения: 08.01.2022)
8. Воротникова, А. И. Педагогический словарь-справочник [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов / А. И. Воротникова, Т. Л. Кремнева. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – Часть 1. – 73 с.
9. Дергунова, Т. А. Технологии литературного развития младших школьников [Текст] / Т. А. Дергунова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2019. – №. 4. – С. 18-22.
10. Доблаев, Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 2017. - 176 с.
11. Ефанова, Т. В., Валынкин, П. В. Формирование читательской самостоятельности младших школьников в современной общеобразовательной организации [Текст] / Т.В. Ефанова, П. В. Валынкин // Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2017. – № 2. – С. 91-96.
12. Кочетова, П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать [Текст] / Начальная школа. - 2018. -№ 1. - с. 19-24.
13. Колганова, Н. Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой [Текст] / Н. Е. Колганова // Начальная школа. – 2019 – №.11 – С. 38-42.
14. Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта [Текст] / Н. И. Лифинцева // Начальное образование. – 2017. – № 3. – С.10-15.
15. Михальская, А.К. Введение [Текст] / / Михальская, А.К. Основы ри-торики: Мысль и слово. М., 2018. С. 32—34.
16. Микушова, Т. П. Деятельностный подход к обучению литературному чтению младших школьников [Текст]: учебное пособие для бакалавров / Т. П. Микушова; Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. – 2018. – 82 с.
17. Никонович, Е. В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения [Текст] / Е. В. Никонович // Начальная школа. – 2018 – № 6. – С. 35–37.
18. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. [Текст]: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2017 – С. 13-19.
19. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебно-методический комплекс; Психология / авторы-составители О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2017. – 204 с.
20. Первова, Г. М. Законы формирования круга детского чтения [Текст] / Г. М. Первова // Начальная школа. – 2018 – № 1 – С. 17–21.
21. Пиче-оол, Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению [Текст] / Пиче-оол, Т.С // Начальная школа. 2017 № 2 С. 15–17.
22. Реализация ФГОС. Эффективные педагогические и управленческие практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Москва; Берлин [Текст]: Директ-Медиа, 2019. - 305с
23. Светловская, Н.Н., Пиче-оол, Т.С. Детская литература в современной начальной школе (учебно-методическое пособие) [Текст]. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 193 с.
24. Светловская, Н.Н., Пиче-оол, Т.С. Методика обучения творческому чтению (учебно-методическое пособие) [Текст]. - М.: Издательство Юрайт, 2017. 290 с.
25. Светловская, Н. Н.  Методика обучения творческому чтению [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 305 с.
26. Светловская, Н.Н. Наука становления личности средствами чтения общения (словарь-справочник) [Текст] / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. - М., 2017. – 215 с.
27. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2019. – № 1. – С. 11–18.
28. Светловская, Н.Н. Что такое полноценное чтение с позиций читательской самостоятельности [Текст] // Начальная школа. - №2. – 2019 – 18 с.
29. Светловская, Н.Н., Оморокова, М.И. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального обучения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук / Светловская Н.Н, Оморокова, М.И; - М.: [б. и.], 2017. - 38 с.
30. Савина, В. Ю. К вопросу о формировании читательской самостоятельности младших школьников [Текст] / В. Ю. Савина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.–практ. конф. – № 12 (60). – С. 87-90. 
31. Тананыкина, Л.В. Формирование культуры чтения как условие успешного развития личности младшего школьника [Текст] / Тезисы на международ. науч. - практич.конф 2018. - С.137-139.
32. Учебник Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В - читать онлайн [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pdf.11klasov.net/4157-literaturnoe-chtenie-2-klass-v-2-chastyah-klimanova-lf-goreckiy-vg-golovanova-mv-i-dr.html (Дата обращения: 19.04.2022)
33. Хуторской, А. В. Методика личностно–ориентированного обучения Пособие для учителя [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Изд–во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 383 с.
34 Швакина, Е. В. Вместе с книгой мы растем: программа развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста // Е. В. Швакина: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тисульская средняя общеобразовательная школа», 2019. - 52 с.

Результаты исследования категории: «Техника чтения» таковы: на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе число детей младшего школьного возраста с показателем высокого уровня сформированности навыков чтения и умения работать с текстом стало больше на 6% и составляет 33%, детей младшего школьного возраста со средним уровнем уменьшилось на 3% и составляет 57%, низкий уровень на контрольном этапе в экспериментальной группе уменьшился на 3% и составляет 10%. В контрольной группе показатели уровня сформированности навыков чтения и умения работать с текстом повысились, но в меньшей степени, чем в экспериментальной. Детей младшего школьного возраста с показателем высокого уровня сформированности навыков чтения и умения работать с текстом не изменилось и составляет 30%, детей младшего школьного возраста со средним уровнем сформированности навыков чтения и умения работать с текстом увеличилось на 3% и составляет 63%, низкий уровень составляет 7%, а это значит, что показатель уменьшился на 3%.