Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность применения активных форм и методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.01.2023
Объем файла
314 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Речь является одним из главнейших средств коммуникации и определяет успешную социализацию человека в обществе. Начиная своё развитие еще в дошкольном возрасте, правильно формирующаяся речь, закладывает основы к дальнейшему успешному обучению в школе и последующей интеграции в социуме, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ), имеющими отклонения как в физическом, так и психическом развитии, а также сочетание патологий, характеризующиеся как сложная структура дефекта, определяющаяся разнообразными сочетанием нарушений и многообразием их проявлений. В связи с этим, структура речевого дефекта ребенка с ОВЗ является вариативной, определяется сочетанием различных симптомов речевых нарушений [18].
Важнейшей социальной функцией образовательных учреждений для детей с ОВЗ является подготовка учащихся с особыми образовательными потребностями к адекватному общению с окружающей их средой. В специальной педагогике и психологии этими вопросами занимались А. К. Маркова, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Л. М. Шипицина и многие другие. Выявлено, что коммуникативные умения  общения детей с ОВЗ самостоятельно формируются с определенными затруднениями и имеют целый ряд особенностей, таких как: неумение договариваться со сверстниками, снижение интереса к коммуникации, отсутствие логики в высказываниях, бедность словарного запаса, наличие большого количества лексических и грамматических ошибок, а также нарушение программирования высказывания, что свидетельствует о потребности разработки целенаправленной системы работы формированию коммуникативных умений  общения в процессе как учебной деятельности, так и воспитательной работы [3, 6, 8].

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья 6

1.1. Проблема развития коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья 6

1.2.  Особенности коммуникативного развития детей с интеллектуальными  нарушениями 12

1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у младших школьников с интеллектуальными  нарушениями 15

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных  умений у младших школьников с интеллектуальными  нарушениями 28

2.1. Выявление уровня развития коммуникативных умений у детей с категорией интеллектуальными  нарушениями 28

2.2. Процесс составления плана по формированию коммуникативных умений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями 39

2.3 Процесс апробации плана по формированию коммуникативных умений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности 43

2.4. Анализ динамики формирования коммуникативных умений у   обучающихся с интеллектуальными нарушениями 45

Заключение 51

Список использованных источников 55

Список использованных источников

1. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Н.А. Александрова // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 29–34.  – ISBN 978 - 7745 - 8473 - 27011 -3. – Текст : непосредственный.

2. Андреевский, С.С. Воспоминания из Библии [Текст] / С.С. Андреевский. – М.: ЮРИСТЪ. – 2014. – С. 45–65. – ISBN 979 - 1498 - 1607 - 27012 -3. – Текст : непосредственный.

3. Астапов, В.М. психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2011. – 256 с. – ISBN 980 - 6870 - 1996 - 27013 -3. – Текст : непосредственный.

4. Беляева, И.В. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И.В. Беляева. – М., 2012. – 160 с. – ISBN 981 - 2162 - 7375 - 27014 -3. – Текст : непосредственный. 

5. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д.И. Бойков. – М., 2015. – 288 с. – ISBN 982 - 5030 - 8027 - 27015 -3. – Текст : непосредственный.

6. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика [Текст] / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. – М.: Дрофа, 2019. – 267 с. – ISBN 983 - 1186 - 5910 - 27016 -3. – Текст : непосредственный.

7. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд – во ЭКСМО-Пресс, 2012 – 1008 с. – ISBN 984 - 9581 - 5646 - 27017 -3. – Текст : непосредственный.

8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2018. – 352 с. – ISBN 985 - 5686 - 7636 - 27018 -3. – Текст : непосредственный.

9. Граборов, АН. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А.Н. Граборов. – М.: Классикс Стиль, 2015. – 248 с. – ISBN 986 - 1066 - 4707 - 27019 -3. – Текст : непосредственный.

10. Забрамная, С.Д. Некоторые психолого–педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения [Текст] / С.Д. Забрамская, Т.Н. Исаева // Коррекционная педагогика, 2018 – № 1. – С. 5–13 – ISBN 987 - 8785 - 3137 - 27020 -3. – Текст : непосредственный.

11. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.Зимняя. – М., 2014. – С. 45–87. – ISBN 988 - 4603 - 6485 - 27021 -3. – Текст : непосредственный.

12. Ильина, С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5–9 кл. [Текст] / С.Ю. Ильина. – М., 2015. – 240 с. – ISBN 989 - 3770 - 8944 - 27022 -3. – Текст : непосредственный.

13. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПб., 2013. – 210 с. – ISBN 991 - 4524 - 4385 - 27024 -3. – Текст : непосредственный.

14. Каган, М.С. Философия общения [Текст] / М.С. Каган. – Тула, 2014. – С. 25–65. – ISBN 992 - 9973 - 8086 - 27025 -3. – Текст : непосредственный.

15. Капранова, В.А. История педагогики [Текст] / В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2017. – 240 с.  – ISBN 1001 - 6353 - 5751 - 27034 -3. – Текст : непосредственный.

16. Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику [Текст] / Э. Крепелин. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 496 с. – ISBN 993 - 3218 - 3951 - 27026 -3. – Текст : непосредственный.

17. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2018. – 144 с.  – ISBN 995 - 6173 - 2820 - 27028 -3. – Текст : непосредственный.

18. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2019. – 410 с. – ISBN 996 - 5823 - 5347 - 27029 -3. – Текст : непосредственный.

19. Максимова, И.И. Сценарии интеллектуальных игр для начальной и средней школы [Текст] / И.И. Максимова. – СПб.: Феникс, 2010. – 206 с. – ISBN 997 - 3654 - 5591 - 27030 -3. – Текст : непосредственный.

20. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2010. – 272 с. – ISBN 998 - 9880 - 1595 - 27031 -3. – Текст : непосредственный.

21. Олигофренопедагогика: учебник для вузов [Текст]. – М.: Дрофа, 2019. – 349 с.  – ISBN 999 - 4210 - 1947 - 27032 -3. – Текст : непосредственный.

22. Петрова В.Г. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М., 2014. – 160 с. – ISBN 1007 - 3839 - 5047 - 27040 -3. – Текст : непосредственный.

23. Процко, Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.А. Процко. – Мн., 2016. – 273 с. – ISBN 1000 - 2562 - 3983 - 27033 -3. – Текст : непосредственный.

24. Саугстад, П. История психологии. От истоков до наших дней [Текст] / П. Саугстад. – М.: Бахрах–М, 2018. – 544 с. – ISBN 1001 - 6353 - 5751 - 27034 -3. – Текст : непосредственный.

25. Фребель, Ф. Будем жить для наших детей [Текст] / Ф.Фребель. – М.: У-Фактория, 2015. – 248 с. – ISBN 1003 - 9587 - 2259 - 27036 -3. – Текст : непосредственный.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете групповых форм работы учреждения. Все занятия, кроме тех, которые носят диагностическое содержание, выстраиваются с соблюдением следующей структуры:
Вводная часть: цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Рабочая (основная часть): на эту часть приходится основная, смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, задания, направленные на развитие коммуникативных умений обучающихся. Также проводятся релаксационные упражнения. Завершающая часть: основной целью этой части занятия является закрепление у обучающихся положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение коллективной деятельности, например, «Ритуал прощания» (рукопожатие в кругу, улыбнись другу).