Применение нетрадиционных средств контроля на уроках английского языка
Введение
На сегодняшний день изучение иностранного языка – это один из самых важных составляющих знаний человека в современном мире. Иностранный язык играет большую роль не только в межличностных отношениях, а также в росте многих личностных качеств человека, повышении навыков обучения. Благодаря тому, что в наши дни знание иностранного языка — это залог успешного развития общественных отношений, все большее количество людей стремятся овладеть английским языком. Но ученики и студенты, закончившие учебные заведения зачастую не достигают и порогового уровня владения языком. Существует множество факторов, влияющих на это, одним из которых является контроль. Несмотря на несомненные достижения в методике обучения иностранным языкам, проблемы разработки контроля относятся к наименее исследованным областям. Таким образом, актуальность данной проблемы связана с необходимостью определения новых и эффективных средств контроля на уроках английского языка и их систематизацией Цель исследования: проанализировать методы контроля на занятиях, разработать и апробировать систему использования нетрадиционных форм контроля лексико – грамматических навыков на уроке английского языка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ 6
1.1. Понятие контроля 6
1.2. Функции контроля в обучении 7
1.3. Традиционные средства контроля 11
1.4. Нетрадиционные средства контроля 13
Выводы по первой главе 15
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 17
2.1. Цели и задачи опытно – экспериментальной работы 17
2.2. Проведение опытно – экспериментальной работы с применением нетрадиционных средств контроля при обучении иностранному языку 21
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Библиография
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Фёдорова Н. Ю. К вопросу о способах оптимизации обучения профессионально ориентированной лексике // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014.
3. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Перспектива, 2008 – С. 98.
4. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – 416 с.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. С.127.
6. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование, Высш. Школа, Москва, 2017. С. 112.
7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
8. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 365 с
9. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. Пособие / М. Б. Челышкова. – М. : Логос, 2002. – 434 с.
10. Бабанский, Ю. К. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов. – М.: Просвещение, 1988. – 279 с.
11. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с
12. Горчев, А. Ю. Объекты и приемы контроля в обучении грамматической стороне устной речи: Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / А. Ю. Горчев. – М. : Просвещение, 1986. – С. 19 – 23.
13. Бароненко, Е. А. К вопросу о роли контроля на уроках иностранного языка / Е. А. Бароненко, О. В. Селедчик // Матрица научного познания. – 2017. – №4. – С. 130-135.
14. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
15. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.
16. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аркти, 2003. – С. 134.
17. 9. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М. : Академия, 2006. – 336 с.
18. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Справочное пособие. -2018.
19. Горчев, А. Ю. Объекты и приемы контроля в обучении грамматической стороне устной речи: Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / А. Ю. Горчев. – М. : Просвещение, 1986. – С. 19 – 23
20. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М. : Академия, 2007. – 224
21. Конышева, А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку / А. В. Конышева. – СПб. : КАРО, 2004. – 144 с.
22. Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2004 – 175с.
23. Кричевская, К. С. Контроль с помощью дидактических карточек / К. С. Кричевская // Актуальные вопросы контроля обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1992.
24. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. – М. : Академия, 2000. – 264
25. Макнамара, Т. Языковое тестирование / Т. Макнамара. – М. : RELOD, 2005. – 157 с
26. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. – 9-е изд. – М. : Высшая школа, 2004. – 522 с
27. Миролюбов, А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А. А. Миролюбов. – М. : СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. – 448 с.
28. Никитенко, З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / З. Н. Никитенко, Н. Д. Гальскова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с.
29. Пидкасистый, П. И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 640 с
30. Пучкова Ю. Ю. Игры на уроках английского языка: Методология - М .; «Издательство АСТ», 2005. - с. 78.
31. Рахманов, И. В. Основные направления методики преподавания иностранных языков в XIX-XX веке: в 3 ч. / И. В. Рахманов, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, С. К. Фоломкина, А. Я. Шайкевич. – М. : Педагогика, 1972. – 320 с.
32. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика преподавания английского языка на начальном этапе обучения в общеобразовательных учреждениях: Пособие для преподавателей и студентов педагогических факультетов. Университеты. - 3-е изд. - М .: Просвещение, 2000. - с. 232.
33. Слободчиков, В. А. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Книга для учителя / В. А. Слободчиков. – М. : Просвещение, 1986. – 111с
34. .Сосула И. Ю. Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку // Молодой ученый. — 2017. — №30. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/archive/164/45247/
35. Товма, Е. Л. Текущий контроль в процессе обучения иностранным языкам и способы его осуществления: Объекты и формы контроля при обучении иностранным языкам / Е. Л. Товма // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. – 1989. – Вып. 223. – С. 3 – 1
36. Kathleen Allen, Complete MBA for Dummies, 2nd edition, Wiley Publishing, Inc., 2008.
Следующий вопрос был направлен на выяснение причин отсутствия применения нетрадиционных средств учителями на уроках. Большая часть учителей среди причин указывают нехватку методологической базы. Эти результаты доказывают актуальность нашего исследования, так как расширяют возможности применения нетрадиционных средств контроля на уроках английского языка. На следующем этапе при прохождении производственной педагогической практики в школе МАОУ «Гимназия № 13» г. Магадан у 8А и 8Б класса было проведено наблюдение за тем, как часто учитель использует нетрадиционные средства контроля на уроках английского языка для усвоения лексико-грамматического материала. Наблюдение трех уроков английского языка показали то, что учитель прибегал к использованию нетрадиционных средств крайне редко при текущем контроле и не применял нетрадиционные средства при итоговом контроле. При текущем контроле использовались такие нетрадиционные средства как игры, а именно «снежный ком» и «Hangman», а также тест на повторение лексико-грамматического материала. Ученики положительно реагировали на такие виды работ.