Совершенствование тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча в различных игровых условиях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный волейбол – вид спорта, для которого характерна высокая скорость смены игровых ситуаций, что в свою очередь требует от игроков специальной подготовки к игровым действиям. К одному из важных элементов тактической подготовленности волейболистов по праву можно отнести выполнение второй передачи мяча. По мнению А. Шкляренко (2017), вторая передача является связующим звеном между всеми элементами игры.
Обеспечение благоприятных условий для подготовки и организации индивидуальных и коллективных действий атакующих игроков зависит от качества вторых передач; скорость решения технико-тактических задач атаки (например, предоставление возможности партнеру действовать на опережение соперников), игра блокирующих и, наконец, эффективность атакующих действий команды в целом (Н.В. Луткова , 2009).
Это связано с тем, что качественное выполнение второго паса, с точки зрения тактической целесообразности, обеспечивает активность атакующих игроков, находящихся в борьбе с блокирующими и защитниками противника. Поэтому в волейболе высоко ценится тактическое содержание действий по выполнению вторых передач (Романина Е.В., 2016).
Волейболисты, которые выполняют вторую передачу мяча, должны обеспечить атакующих игроков удобными передачами в зависимости от темпа атакующего игрока, высоты, скорости мяча и ширины атакующего фронта. (В.А. Усков, 2014; Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, 1989).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ............... 8
1.1. Формирование тактического мышления у волейболистов…………… 8
1.2. Особенности подготовки квалифицированных волейболистов в годичном цикле.…………………………………………………………… 18
1.3. Передачи мяча как основа для организации нападающих действий в волейболе………………………………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ……………………………………………... 28
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…... 30
Методы исследования…………………………………………….............. 30
Организация исследования………………………………………............... 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………... 54
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. 55
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………. 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулич, Л.И. Средства контроля и педагогическая оценка выполнения верхних передач в волейболе / Л. И. Акулич, Э. К. Ахмеров // Социальные и научно-методические проблемы развития игровых видов спорта в Республике Беларусь : материалы респ. дистанц. симп. г. Минск, май 2006 / Беларусь НИИФК. - Минск, 2006. - С. 65-68.
2. Ананьин А.С. Содержание соревновательной деятельности в современном волейболе / А. С. Ананьин, Л. В. Булыкина // Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Ученые записки университета / Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2017. - Вып. 6 (148). - С. 16-20.
3. Ашибоков М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков // Вестник Адыгейского государственного университета. – Выпуск № 1, 2006, С. 56-58.
4. Айриянц А.Г. Волейбол. – 2-е изд., испр. И доп.-М.: Физкультура и спорт, 1976- с.74-158.
5. Бурцев А.В. Формирование пространственно-временной ориентировки при выполнении технических приёмов на основе экстраполяции двигательных действий волейболистов / А. В. Бурцев. автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Набережные Челны. – 2011. – 15 с.
6. Бердникова, Ю.Г., Жданова Ю.С. Волейбол. Техника и тактика игры. 2 часть: методические указания / под ред. А.Л.Ленской. – Екатеринбург : УрГЛТУ, 2011. – 19 с.
7. Виера Барбара Л. Волейбол. Шаги к успеху: пер. с англ./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 161 с.
8. Волейбол : учебник для инст-ов физ. культуры / Под редакцией А. В. Беляева, М. В. Савина. – М.: Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
9. Волейбол [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. С. Ю. Махова; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания. - Электрон. текстовые дан. - Орел : МАБИВ, 2016. - (Спорт для всех). - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/. - Загл. с экрана.
10. Гераськин А.А. Некоторые аспекты совершенствования игровой деятельности в командных видах спорта / А. А. Гераськин, И. Ф. Андрющишин, Ю. П. Денисенко // Университетский спорт : здоровье и будущее общества : материалы Всемир. зимней конф. ФИСУ: Инновации - Образование - Спорт, (Алматы, Казахстан, 3-4 февр. 2017 г.) / Казахская акад. спорта и туризма. - Алматы, 2017. - С. 71-74.
11. Гераськин А.А. Подготовка связующих игроков в волейболе: учеб. пособие / А.А. Гераськин, Е.В. Миргородская, Е.И. Мулык, И.А. Рогов – Омск: ОмГТУ, 2002. – 100 с.
12. Гольцов А.П. Техническая подготовка волейболисток на основе использования системы новых тренажерных устройств : диссертация канд. пед. наук / А.П. Гольцов. – Москва, 1984. - 161 c.
13. Григорович И.Н. Базовые физкультурно-спортивные виды: спортивные игры (баскетбол, мини-футбол, волейбол) / И.Н. Григорович, А.Г. Поливаев, А.А. Гераськин, Ю.Д. Железняк. – Ишим: Ишимский гос. пединститут им. П. П. Ершова, 2012. – 187с.
14. Железняк Ю.Д. Спортивные игры : учебник / Под ред. Ю.Д. Жеезняка, Ю.М. Портнова. – М.: изд.-во "Академия", 2002, С. 16-17.
15. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения / Ю. Д. Железняк и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 520 с.
16. Железняк Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, М.Н. Сердюков //Теория и практика физической культуры. – 2004. - №4. – С.30-32.
17. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 520с.
18. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.
19. Жигало В.Я. Влияние тренировочной программы на функциональное состояние студентов-волейболистов / В. Я. Жигало, Т. А. Жигало, Н. Н. Рыбкин // Современные проблемы физического воспитания подрастающего поколения: перспективы и пути решения : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., (Волгоград, 12-13 окт. 2017 г.) / Волгоградская гос. академия физ. культуры; под общ. ред. : С. Ю. Максимовой, Н. В. Седых. - Волгоград, 2017. - С. 296-298.
20. Зборовский, П.А. К вопросу о тестировании точности движений в волейболе / П.А. Зборовский // Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы: науч. тр. кафедры лёгкой атлетики ИФК и дзюдо АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – С. 140-144.
21. Зедгенидзе, В.И. Волейбол. Методика тренировки групповой командной тактики нападения / В.И. Зедгенидзе // Научно-методическая разработка – Л: Б. 1989. - 30 с.
22. Зефирова Е.В., Платонова В.А., Удин Е.Г. Начальное обучение технике передачи двумя руками сверху в волейболе / Е.В. Зефирова, В.А. Платонова, Е.Г. Удин – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. – 58 с.
23. Иванова Л.М. Отличительные особенности создания нетрадиционных средств подготовки в спортивных играх / Л.М. Иванова, А.А. Гераськин, В.Н. Притыкин // матер. межд. научн. конф. психологов спорта и физическ. культуры "Рудиковские чтения". – Москва: 2004. – С. 18-20.
24. Кудинова Ю. В. К вопросу о совершенствовании тактических действий и взаимодействий волейболистов в защите : практический аспект / Ю. В. Кудинова [и др.] // Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Ученые записки университета / Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2017. - Вып. 3 (145). - С. 118-124.
25. Клещёв Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям / Ю.Н. Клещёв. – М.: Изд-во ТВТ Дивизион, 2009. – 192 с.
26. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.
27. Клещев, Ю. Н. Эволюция техники и тактики волейбола : метод, разраб. для студентов, аспирантов, слушателей ВШТ и ФГЖ Акад. Ю. Н. Клещев. - М.: [б. и.], 1997.-61 с.
28. Козин В.В., Гераськин А.А., Родионов А.В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах спорта / В.В. Козин, А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Омский научный вестник. Омск, Изд-во ОмГТУ, № 1 (125), 2014 – С. 26 - 30.
29. Козин В.В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видах спорта / В.В. Козин, С.А. Кугаевский, А.В. Зыков // Омский научный вестник. – Омск, Изд-во ОмГТУ, № 2 (126), 2014. – С. 13 - 16.
30. Комплексная тренировка связующего игрока : метод. пособие. Вып. № 5 / авт.-сост. : С. К. Шляпников, А. А. Кривошеин; Всероссийская Федерация Волейбола. - М. : [б. и.], 2011. - 32 с.+ Прил. 1 электрон. опт. диск (DVD) : ил. - 200.00.
31. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 7, с. 2 - 5.
32. Костюков, В.В. Опережающее обучение волейболу/ В.В. Костюков, А.Е. Дубовой. – М: 1996. - № - 1 с. 14-15.
33. Котляров, А.Д. Методика совершенствования спортивной подготовки / А.Д. Котляров, Е.Ф. Орехов. – Челябинск: 2000 – 27 с.
34. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / под.ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М: 2003. 464 с.
35. Лебедь Ф. Формула игры / Ф. Лебедь.- Общая теория спортивных игр, обучение и тренировка = “Formulaofgameplaing”: Comprehensivetheory, teachingandsportcoaching: [монография] / Ф. Лебедь.- ВолГУ, Россия, Акад. пед. колледж. им. семьи Бэар-Шева, Израиль.- Волгоград: изд-во ВолГУ, 2005. – 392 с.
36. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студ. вузов / А.М. Максименко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Воениздат, 2001. – 319 с.
37. Назаренко, Л.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 2. – С. 30-35.
38. Назаренко, Л. Д. Оценка уровня развития точности у волейболистов массовых разрядов / Л. Д. Назаренко, О. В. Демиденко // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 5. - С. 2-22.
39. Немцов, О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств / О.Б. Немцов // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 8, с. 22-24.
40. Основы обучения технике игры в волейбол : учеб. пособие / А. А. Гераськин [и др.]; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2014. - 280 с. - 170.80.
41. Подготовка связующих игроков в волейболе : учеб. пособие для студентов, специализирующихся по волейболу / А. А. Гераськин, Е. В. Миргородская, Е. И. Мулык, И. А. Рогов. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2002. - 83 с. - 28.00.
42. Попков В.Н. Научно-исследовательская деятельность учебное пособие / В.Н. Попков. – Омск, Изд-во СибГУФК, 2007. – 332 с.
43. Пустовой, А. П. Тактико-техническая подготовка связующего игрока в волейболе / А. П. Пустовой. - Л.: [б. и.], 1986. - 34 с.
44. Прокошев, А.В. Волейбол [Текст]./. А.В. Прокошев. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 180 с.
45. Ратов И.П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажёров / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 8. - С. 10-13.
46. Родин А.В. Методологические аспекты этапного контроля индивидуальной тактической подготовленности спортсменов в игровых видах спорта / А. В. Родин // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XIX Междунар. науч. конгресса, (Ереван, 6-9 окт. 2015 г.) / Междунар. Ассоциация ун-тов физ. культуры и спорта; Армян. гос. ин-т физ. культуры. - Ереван, 2015. - С. 383-386.
47. Родионов А.В. Практика психологии спорта / А.В. Родионов. – Ташкент, 2008. – 236 с.
48. Романина Е.В. Психологические средства формирования помехоустойчивости волейболистов к негативному влиянию сбивающих факторов / Е. В. Романина, Ю. А. Хорева // Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Ученые записки университета / Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2016. - Вып. 5 (135). - С. 298-301.
49. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: / под общ. ред. А.С. Солодкова; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – М.: Советский спорт, 2006. – 192 с.
50. Рыцарев В.В. Волейбол. Попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов / В. В. Рыцарев. – М., 2005. – 384 с.
51. Селезнева О.В. Начальное обучение техническим приемам волейбола высокорослых девочек 13-14 лет: автореферат дисс… канд пед. наук / О.В. Селезнева. – Белгород, 2012. – 24 с.
52. Сидаш А.Л. Мишенный метод и мультимедийные средства для определения количественных и качественных характеристик верхней передачи у волейболистов / А. Л. Сидаш // Дифференцированный подход в системе многолетней подготовки спортсменов различной квалификации, специализирующихся в игровых видах спорта : материалы Всерос. с междунар. участием оч.-заоч. науч. конф., (17-18 апр. 2012 г.) / редкол. : В. Б. Коренберг, В. П. Черемисин, В. С. Левин; Московская гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2012. - С. 297-304.
Проанализировав представленные результаты в табл. 1. мы можем наблюдать, что самые высокие результаты технической подготовленности при выполнении вторых передач в ходе тестирования показали игроки, представляющие амплуа связующих игроков и доигровщиков. Как говорилось ранее, это обусловлено универсализмом игроков данных амплуа, а также новыми веяниями современного волейбола.
Однако стоит отметить, что в тесте на передачи мяча в безопорном положении результаты намного скромнее, нежели в тесте на выполнение передач, в положении стоя, что говорит о недостаточном уровне технической подготовленности игроков команды СибГУФК при выполнении передач мяча. Особенно ярко технические огрехи заметны у игроков амплуа центральный блокирующий, что по нашему мнению связанно с узким кругом обязанностей выполняемых игроком на площадке. Выполнение второй передачи не входит в круг обязанностей данного игрока, хотя и не исключает такой возможности в различных игровых ситуациях.
На основе полученных данных, становится очевидным необходимость разработки и внедрение в тренировочный процесс волейболистов СибГУФК комплекса упражнений, направленного на повышение в первую очередь тактической, а также технической подготовленности при выполнении передач в различных игровых условиях.