Формирование спортивной мотивации у квалифицированных баскетболисток
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования определяется высокой значимостью спортивной мотивации, проявляющейся в устремленности спортсменов к спортивному совершенствованию, достижению высоких результатов в спорте и в спортивном долголетии.
Спортивная мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение связано с поиском источников деятельности атлета, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется его деятельность и определяется направленность поведения.
Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности.
Процесс формирования мотивации к занятиям спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от элементарных гигиенических знаний и навыков в детском возрасте до глубоких знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.
Спортивная мотивация является сложным психологическим процессом, личностным образованием, находящимся во взаимодействии с другими компонентами личности. Спортивная мотивация представляется особым «двигателем» спортсмена в его стремлении к высоким спортивным результатам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1 Мотивация как важный психологический феномен в спортивной деятельности……………………………………………………………………5
1.2 Проблема мотивации в спорте…...………………………………………11
1.3 Формирование спортивной мотивации………………………………….24
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ….32
2.1 Цель и задачи исследования……………………………………………...32
2.2 Методы исследования…………………………………………………….32
2.3 Организация исследования……………………………………………….40
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
3.1 Эффективность разработанной методики в ходе педагогического эксперимента…………………………………………………………………..40
ВЫВОДЫ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агеев, В.С. Тип объяснения причин неудачи и эффективность спортивной деятельности / В.С. Агеев, Т.Ф. Дубова, Ю.Я. Рыжонкин // Вестник МГУ, серия 14. – Психология, 1987. – №3. – С. 43-49.
2. Анистратов, А.С. Психологический анализ эмоций спортивного возбуждения у баскетболистов во время игры и их регуляция: Автореф. дис. …канд. пед. наук / А.С. Анистратов. – М., 1974. – 30 с.
3. Асеев, В.Г. Проблемы мотивации и личность / В.Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С. 122-144.
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
5. Бабушкин, Г.Д. Методология психолого-педагогического исследования в спорте / Г.Д. Бабушкин // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте / Матер. регион. симпоз. по спорт. психол. – Омск, 2004. – С.3-7.
6. Бабушкин, Г.Д. Модификация опросника Томаса / Г.Д. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 1997. – №2. – С. 90-92.
7. Бабушкин, Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г.Д. Бабушкин. – Омск: ОГИФК, 1990. – 186 с.
8. Бабушкин, Г.Д. Психологический практикум для специализации «Теория и методика вида спорта» / Г.Д. Бабушкин, И.А. Рогов // Учебное пособие. – Омск: СибГАФК, 1996. – 82 с.
9. Бабушкин, Г.Д. Психология спорта / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева. – Омск: СибГАФК, 1997. – 86 с.
10. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. Омск: СибГАФК, 2000. – 179 с.
11. Бабушкин, Е.Г. Методики формирования и сохранения мотивации спортивной деятельности на разных этапах спортивного совершенствования у представителей единоборств / Е.Г. Бабушкин // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте / Матер. регион. симпоз. по спорт. психол. – Омск, 2004. – С. 41-45.
12. Баранова, О.В. Мотивация социально-педагогической деятельности и ее развитие у студентов педагогического колледжа / О.В. Баранова, Е.Н. Кроткин. Иркутск, 2021. – С. 13-29.
13. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности / Н.А. Батурин // Учебное пособие. – Челябинск: ЧГИФК, 1988. – 86 с.
14. Белова, Е.Ю. Влияние тренера на уровень мотивации достижения спортивной команды (на примере баскетбола) / Е.Ю. Белова. – СПб. – 2019. – С. 61-63.
15. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста / Н.Р. Битянова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
17. Бондарчук, Т.В. Использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии в методике воспитания физических качеств / Т.В. Бондарчук, Е.Ф. Орехов, С.В. Павлов // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №9. – С. 43-45.
18. Брюнин, А.В. Специфика учебной мотивации студентов / А.В. Брюнин // Психология и педагогика современного образования: теория и практика. – 2015. – С. 127-132.
19. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации. В.К. Вилюнас. – М.: МГУ, 1990. – 228 с.
20. Волевые качества баскетболиста / Науч.-метод. рекомендации студентам и преподавателям ин-та физ. культуры / Сост. А.А. Лалаян и К.Н. Варданян. Ереван, 2016. – 68 с.
21. Головкова, Е.А. Формирование мотивации у баскетболисток / Е.А. Головкова, С.Н. Горлова, А.И. Васильева // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст]: сборник статей Ⅲ Международной российско-белорусской научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов / [под ред. А.В. Сысоева и др.]. – Воронеж: Издательство «РИТМ», 2022. – С. 67-70.
22. Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе / А.Я. Гомельский. – 2-е изд. доп. – М.: физкультура и спорт, 1985. – 160 с.
23. Горбунов, Г.Д. Психологические исследования пловцов / Г.Д. Горбунов, И.Г. Карасева // Научное обеспечение подготовки пловцов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 172-190.
24. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 182 с.
25. Горбунов, Г.Д. Развитие идей А.Ц. Пуни в разработке научно-педагогической проблемы психологической подготовки / Г.Д. Горбунов, А.В. Шлепков // Теория и практика физической культуры. – 2014. – №11/12. – С. 7-14.
26. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г.Б. Горская. – Краснодар. – 1995. – С. 195-196.
27. Горская, Г.Б. Социально-психологические аспекты психологического обеспечения подготовки яхтсменов высокой квалификации / Г.Б. Горская // Экспериментальная и прикладная психология. – 1994. – №1. – С 22-29.
28. Гошек, В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М. Ванек, С. Свобода // Психология и современный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 100-121.
29. Гошек, В. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения / В. Гошек, Е.А. Калинин // Вопросы спортивной психогигиены. – М.: ВНИИФК, 1977, – С. 25-28.
30. Григорьянц, И.А. Перспективы развития психологии спорта / И.А. Григорьянц // Теория и практика физической культуры и спорта. – 1998. – №5. – С. 12-21.
31. Гримак, Л.П. Общение с собой / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 2013. – 320 с.
32. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с.
33. Дуркин, П.К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом / П.К. Дуркин // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №11. – С. 49-57.
34. Дятлова А.А. Характеристики мотивации спортивной деятельности // Мир науки, культуры, образования, 2013. № 6 (43). С. 172-174.
35. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
36. Ильин, Е.П. Мотивации и мотивы: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб. – 2000. – 508 с.
37. Ковалевский А.Г. Психофизиология и индивидуальные различия волевых процессов / Ковалевский А.Г., Москвина Н.В. // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2012. - № 2. - С. 24-26.
38. Козин, В. В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах [Текст] / В. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С. 167 - 173.
39. Кузьмин Е.Б. Спортивная мотивация как психическое состояние личности спортсмена // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. № 1. С. 97-110.
40. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1971. – 39 с.
41. Линдеман, Х. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 18 с.
42. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук. – М.: Просвещение, 1984. – 190 с.
43. Марциняк-Дорош, О.М. Мотивация к самосовершенствованию через методы активного обучения / О.М. Марциняк-Дорош. – Херсон. – 2014. – 217 с.
44. Мищенко, И.А. Изучение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спорта / И.А. Мищенко. – Липецк. – 2014. – 110 с.
45. Никитушкин, Б.Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / Б.Г. Никитушкин, П.В. Квещук // Теория и практика физической культуры. – 1998. – №10. – 18 с.
46. Панченко, И.А. Влияние спортивной мотивации на уровень общей и специальной физической подготовленности в студенческом спорте / И.А. Панченко. – СПб. – 2015. – С. 241-244.
47. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 112 с.
48. Пилоян, Р.А. Способы формирования спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М.: ГЦОЛИФК, 1988. – 27 с.
49. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 69 с.
50. Родионов, А.В. Психологические основы подготовки баскетболистов / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.
51. Рожанец, Р.В. Прогноз успешности соревновательной деятельности: индивидуально-личностный подход / Р.В. Рожанец, А.В. Смоленский, А.В. Михайлова, А.А. Новиков, И.Б. Золотарев // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2010. - № 11. - С. 22-25.
52. Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р.Н. Сингер. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 152 с.
53. Хайруллин, Р.Т. Сущность педагогических условий в развитии мотивации к профессионально-педагогической деятельности / Р.Т. Хайруллин. – Альметьевск. – 2015. – С. 250-252.
54. Храмкова, Я.С. Повышение уровня мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом как одного из раздела учебной программы / Я.С Храмкова. – Алтай. – 2015. – 169 с.
55. Эртман, Ю. Н. Соревновательная надёжность как основа выделения нового амплуа в современном волейболе [Текст] / Ю. Н. Эртман, А. А. Гераськин // Омский научный вестник. - 2014. - № 4 (131). - С. 141 - 144.
Базисные основания включают три фактора. Первый фактор (К3) отражает степень заинтересованности спортсмена в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности. Коэффициент К3 находится путем деления сумму баллов при ответе на вопросы с 14 по 34 на 11. Второй фактор (К4) отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний и навыков. Коэффициент К4 находится путем деления суммы баллов при ответе на вопросы с 35 по 49 на 15. Третий фактор (К5) отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений. Коэффициент К5 находится путем деления суммы баллов при ответе на вопросы с 50 по 55 на 6.
Процессуальные основания включают 2 фактора. Первый фактор (К6) отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний о своих противниках. Коэффициент К6 находится путем деления суммы баллов при ответе на вопросы с 56 по 71 на 1. Второй фактор (К7) отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на результатах соревновательной деятельности. Коэффициент К7 находится путем деления суммы баллов при ответе на вопросы с 72 по 80 на 9. Исследование соревновательной мотивации баскетболисток проводилось с помощью опросника Бабушкина Г.Д., позволяющего выявить направленность соревновательной мотивации на «достижение успеха» и на «избегание неудачи». Испытуемым предлагался опросник (приложение 2), включающий 20 вопрос-утверждений. На каждый необходимо было ответить «да» или «нет». Далее подсчитывалось количество ответов «да» в нечетных и четных утверждениях в отдельности. Сумма баллов в нечетных утверждениях характеризует степень направленности соревновательной мотивации на «достижение успеха», в четных утверждениях – на «избегание неудачи».