Формирование основ экологической культуры старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития цивилизации проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой сопровождаются преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.
Потребительское равнодушное утилитарное отношение человека к природе, загрязнение окружающей среды, уничтожение природных богатств, привело к существующему сегодня экологическому кризису. Изменение отношение личности и общества в целом к природе, осознание целостности общества и природы возможно через формирование экологической культуры.
Особая роль в процессе формирования экологической культуры принадлежит системе образования. Поэтому бережное отношение к природе, понимание необходимости ее охраны важно воспитывать с ранних лет, ведь дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. Технология формирования основ осознанно-правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Формирование основ экологической культуры дошкольников как педагогическая проблема 7
1.2 Особенности формирования основ экологической культуры старших дошкольников 12
1.3 Анализ педагогического опыта формирования основ экологической культуры старших дошкольников18
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Диагностика уровня сформированности основ экологической культуры старших дошкольников 32
2.2 Реализация комплекса игр-путешествий, направленного на развитие экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы 44
2.3 Анализ результативности работы по формированию основ экологической культуры старших дошкольников 51
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] : учеб. пособие / под ред. Г.И. Щукиной. – Москва : Просвещение, 2014. – 176 с.
2. Бобылева, Л. О. Программа экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л. О. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2005.-173 c.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва : Культура : Акад. проект, 2005. – 238 с.
4. Бутенко, Н. В. Роль воспитателя-эколога в формировании экологической культуры у старших дошкольников [Текст] / Н. В. Бутенко // Детский сад от А до Я. –2015. – № 3. – С. 37-40.
5. Веракса, Н. Е. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] : программа и методические рекомендации / А. В. Антонова, Н. А. Арапова-Пискарева, Н. Е. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 94 с.
6. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – Москва : Юрайт, 2013 – 510 с.
7. Виноградова, Н. В. Экологическое развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учебник / Н.В. Виноградова. – Москва : Просвещение, 2007. – 735 с.
8. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера [Текст] : учебник / В. И. Вернадский. – Москва : Наука, 1989. – 261 с.
9. Воробьева, В. М. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / В. М. Воробьева. – Архангельск, 2009. – С. 3-11.
10. Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Глазачев. – Москва : Горизонт, 2007. – 197 с.
11. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие / С. Д. Дерябо, В. П. Ясвин. – Ростов на Дону : Феникс, 2013. – 453 с.
12. Зверева, О. Л. Развитие экологических представлений дошкольников через игры-путешествия [Текст] : метод. пособие / О
Для ребят это было необычно и интересно. В заключительной части в ходе беседы дети рассказали о своих впечатлениях, у всех они были положительные.
Пятое занятие было направлено на знакомство детей с Антарктидой.
В ходе занятия была реализована игра-путешествие, дети отправились на путешествие на корабле. Илья П. не хотел играть в игру, все говорил, что хочет домой. Вначале не отвечал на вопросы, ему не было интересно кто у нас в гостях, но когда непосредственно отправились на путешествие - он присоединилась к нам. А остальные дети только обрадовались.
Провели опыт о свойствах льда. В ходе проведения опыта дети воодушевились, им было очень интересно самим проводить опыт и приходить к результату. Пришли к выводу о том, что ледники не таят и плавают на поверхности океана и несут большую опасность для кораблей и ледоходов.