Коррекция нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

ВКР в которой изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования, разработано и проведено экспериментальное исследование по выявлению нарушений системы словоизменения у дошкольников с ОНР
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.01.2023
Объем файла
344 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1680 руб.
2100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Проблема изучения грамматического строя речи занимает ведущее место в современных научно-практических исследованиях, а вопрос о механизмах формирования грамматических закономерностей языка у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и выработке на этой основе наиболее рациональных и эффективных программ коррекционно-педагогического воздействия является особо актуальным. Связано это с тем, что в последние десятилетия очень широко распространяется речевая патология и возрастает число детей с ОНР, которые испытывают большие трудности в обучении, особенно в усвоении грамматики русского языка.
Одним из аспектов развития грамматического строя речи у детей является формирование грамматической системы словоизменения, под которой принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т.п.) без изменения при этом основного значения слова (А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин, Л.С.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….……………….3
Глава 1. Теоретический анализ нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе…………………….. ..7
1.2. Нарушение формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………...…………13
1.3. Обзор современных логопедических технологий коррекции нарушений грамматического строя речи ……………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальные исследование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Организация, содержание констатирующего эксперимента……………26
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………..29
Глава 3. Особенности содержания деятельности логопеда по коррекции нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях
3.1. Содержание формирующего эксперимента………………………………42
3.2. Анализ динамики развития навыков словоизменения по результатам контрольного исследования……………………………………………………47
3.3. Методические рекомендации по коррекции нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………..……57
Заключение………………………………………………………………………61
Литература……………………………………………………………………….64
Приложения

Список литературы
1. Агранович, З. Е. Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте [Текст] / З. Е. Агранович // Дошкольная педагогика. – 2002. - №1.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. – М. : Академия.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование
грамматического строя речи. 3-7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова. – М.
: Мозаика-Синтез.
4. Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] /
Р. А. Белова-Давид. – М. : Просвещение.
5. Бойкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у
дошкольников [Текст] / С. В. Бойкова. – Спб. : КАРО, 2005.
6. Бурачевская, О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста / О. В. Бурачевская. // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113-117.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов пед.
институтов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред.
Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989.
8. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников
[Текст] : учебно-методическое пособие / Т. В. Волосовец. – М. : Институт
общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. –
М. : АПН РСФСР, 1961.
10. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием [Текст] : библиотека практического
логопеда / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2002.
11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] /
Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1985.
12. Жукова, Н. С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии
[Текст] / Н. С. Жукова. – М. : ВЛАДОС, 2003.
13. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвити

Задачи исследования:
Подобрать методики и провести диагностику сформированности навыков словоизменения у дошкольников с ОНР и дошкольников с нормативным речевым развитием.
Проанализировать и сравнить результаты, полученные в ходе проведения исследования путем проведения качественного и количественного анализа результатов исследования.
В исследовании приняли участие 40 детей, из которых у 20 детей не отмечается нарушений речи, они вошли в КГ, а у 20 детей, составивших ЭГ, имеется логопедическое заключение «ОНР 3 уровня». Возраст дﺍетﺍей на момﺍент обслﺍедования 5-6 лﺍет. База исследования: МБДОУ «Детский сад №36». г. Нижний Новгород.
Программа констатирующего эксперимента включает в себя следующие этапы:
1.Этап подготовки (изучить и определить методы исследования, сформировать экспериментальную и контрольную группы).