Развитие творческих способностей младших школьников в обучении на основе компетентностно - деятельностного подхода
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы заключается в том, что модернизация системы образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования затрагивает проблемы творческого развития личности младшего школьника, его качественных изменений, связанных с формированием активной личностной позиции и развитием креативных качеств. Этот процесс направлен на формирование творческой, мыслящей личности, способной к активным преобразованиям, поиску оригинальных решений, саморазвитию и самоопределению. Данное положение нашло свое подтверждение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: «начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей»,
Сегодня перед современной школой стоит задача – развитие у учащихся способностей самостоятельного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности с учётом индивидуальных образовательных
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей младших школьников……………………………………………………….……….9
1.2. Компетентностно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников……………………………………………...20
1.3. Модель развития творческих способностей младших школьников в обучении на основе компетентностно-деятельностного подхода………………25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………...........31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
2.1. Диагностика развития творческих способностей младших школьников в обучении на основе компетентностно-деятельностного подхода………………………………………………………………………...........32
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников в обучении на основе компетентностно-деятельностного подхода……………………………………………………………………...………40
2.3. Выводы и рекомендации учителю по развитию творческих способностей младших школьников в обучении на основе компетентностно-деятельностного подхода………………...............................................................................................45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………..……………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..………...52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………............56
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1. ФГОС НОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Книги:
3. Алексеев, П.В. Творчество: учебник для вуза / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК.: Велби, Изд-во «Проспект», 2003. – 609 с.
4. Альтшуллер, П.С. Творчество как точная наука: учебное методическое пособие / П.С. Альтшуллер. - М.: Наука, 1989. – 75 с5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: пособие для студентов /В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. – 236 с6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолов.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
7. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин- тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; под ред. Ю.К. Ба- банского.- 2- е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.- 479 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.
10. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П.Я. Гальперин. – М., 1985. – 200 с. 39. Гальперин, П.Я.
11. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость.Деятельность. Обратная связь. Идеальность / А.А. Гин. – М.: Вита –Пресс,1999.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 249с
13. Еремкин, А.И. Диагностика одаренности. Ч.1. Из опыта работы экспериментальной площадки гимназии №27 г. Белгорода / А.И. Еремкин. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – 225 с.
14. Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании / Д.С.
когда приобретенные в процессе деятельности знания, умения, навыки, способы творческой деятельности, составляют практическую готовность к творческой деятельности (компетентность). В контексте проблемы развития творческих способностей младших школьников при компетентностно-деятельностном подходе выстраивается следующая логика её решения: «УУД - Знания – Умения – Навыки – Способы деятельности – Компетенции – Опыт проявления компетенций в творческой деятельности – Творческие способности – Творческая личность». В данном случае УУД не только помогают получить знания, умения, навыки (компетенции), но и преобразуют их в опыт личностно и социально-значимой деятельности творческого характера (компетентность).
На данном примере мы проследили взаимосвязь деятельностного и компетентностного подходов, что дает основание для их глубокой интеграции в процессе развития творческих способностей