Развитие звуковой культуры речи у младших дошкольников посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что развитие звуковой культуры речи является необходимой предпосылкой для удачного обучения его в школе и в целом к адаптации предстоящей жизнедеятельности. Кроме того, согласно ФГОС на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, формулировать личные мысли и желания, применять речь для выражения собственных мыслей, чувств, стремлений, выделять звуки в словах. В дошкольном возрасте речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным.
Стоит отметить, что крайне необходимо уделять большое внимание работе, направленной на воспитание правильной звуковой культуры речи в детских образовательных организациях. Воспитание звуковой культуры речи - одна из главных задач развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая содержит в себе фонематическую и орфоэпическую корректность речи
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ……………. 8
1.1. Особенности развития звуковой культуры речи у младших дошкольников ………...………………………………………. 8
1.2. Роль дидактических игр в речевом развитии детей младших дошкольников ………............................................................ 22
1.3. Особенности развития языковой культуры речи у якутскоязычных детей…………………………………………... 32
Выводы по главе ……………………………………………………………... 40
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ………………………….………… 42
2.1. Диагностика развития звуковой культуры речи у якутскоязычных детей младшего дошкольного возраста …… 42
2.2. Разработка дидактических игр на якутском языке для развития звуковой культуры речи младших дошкольников………………………………………………....... 52
2.3. Анализ результатов исследования ……………………………. 60
Выводы по главе ……………………………………………………………... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 72
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2015. - 215 с.
2. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду /
В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2015. - 176 с.
3. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста /
Н. М. Аксарина. - М. : Медицина, 2015.- 304 с.
4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр:«Академия», 2016. ‒ 400 с.
5. Андросова, Ю. В. Модель развития национально-русского двуязычия у детей через игровую деятельность // Ю. В. Андросова Мир науки. Педагогика и психология.- 2019.- N 6. - С. 35.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- Питер: 2017. - 237с.
7. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей
в дошкольном образовательном учреждении / Л. Р. Болотина,
Н. В. Микляева., Ю. Н. Родионова.- М. : Айрис пресс. 2016.-239 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко.- М. : Просвещение, 2017.-160 с.
9. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского саду: Издание 2-е, исправленное и дополненное /
А. К. Бондаренко. - Москва: Просвещение, 2017. - 92 с.
10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. -
М. : Изд-во МГПУ.- 2018.- 413 с.
11. Бродская, Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста /
Ю. В. Бродская // Вопросы дошкольной педагогики.-2016.-N 1.-С.27-31.–URL https://moluch.ru/th/1/archive/24/748/ (дата обращения: 30.03.2022).
12. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения
у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие /
Л. С. Вакуленко.- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016.- 65 с.
Знакомство с окружающей жизнью – одно из средств формирования у детей устной речи [2, с.35].
В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, но и создаются благоприятные условия для владения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных птицах и растениях [17, с.98].
Многие дидактические игры приводят к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (дикие животные или звери, домашние животные, ягоды овощи, фрукты). Окружающая среда ребёнка - предметы, обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - представляют богатый материал [2, с.21].