Концепт «судьба» в русской языковой картине мира
Введение
Современное языкознание характеризуется становлением новой научной парадигмы, отмеченной возрастанием роли антропоцентрического, культурологического и когнитивного подходов к изучению языка, в связи с чем языковые явления анализируются в контексте сознания – личностного или языкового. Становится актуальной проблема «человек в языке» и «язык в человеке», которая решается совместными усилиями представителей различных гуманитарных наук. Особенность судьбы в том, что она затрагивает одновременно и предельно общие принципы и ориентации, присущие той или иной культуре, и сферу личностного, индивидуального бытия.
О возросшем интересе ученых к феномену судьбы свидетельствует проведение конференций («Понятие судьбы в контексте разных культур» в 1994 году и «Психология судьбы. Предопределение. Случай. Свобода» в 2000 году), а также появление специальных диссертационных исследований [29; 33; 40; 51; 63], [33] и статей [14; 61; 77]
Содержание
Введение
1 Концепт «судьба» в аспекте когнитивного анализа
1.1 Понятие концепта и аспекты его изучения
1.2 К определению термина «концепт»
1.3 Вопрос о методике когнитивного анализа
1.4 Концепт «судьба» как объект лингвистического анализа
Выводы по главе 1
2 Средства репрезентации концепта «судьба»
2.1 Концепт «судьба» (по данным этимологических и исторических словарей)
2.2 Семантическая сеть 'судьба' (по данным толковых словарей)
2.3 Семантическое варьирование лексемы судьба и основные прототипические параметры концепта
2.4 Фразеологические средства и способы вербализации концепта «судьба»
2.5 Специфика репрезентации концепта «судьба» в пословицах и поговорках
2.6 Когнитивные модели судьбы в текстах
2.7 Репрезентация концепта «судьба» в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Старуха» Выводы по главе 2
3 Методика изучения концепта «судьба» на уроках словесности в 10-11 классах
3.1 Общая стратегия изучения аксиологического концепта «судьба»
3.2 Сценарий освоения концепта «судьба» в старших классах
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Список использованных источников
1. Абрамов H. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1994. - 500с.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1968.-494 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Вербализация концепта и смысловая синергетика языкового знака // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста. Материалы международного симпозиума 22-24.05.2003г. Ч. 1. Волгоград: Перемена, 2003 б. - С. 3-13.
4. Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // ВЯ. №3. 1993. —С. 36-40.
5. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // ВЯ. 1995 б. № 1. - С. 37-67.
6. Арутюнова Н.Д. Вместо послесловия. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1994. - С. 302-315.
7. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. - С. 267-¬279.
8. Бабина JI.B. К вопросу о вторичной репрезентации концептов в текстах литературной прозы. М., 1996.
9. БАС: Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1965.
10. БТС: Большой толковый словарь / под ред. С.А. Кузнецова. СПб: Норинт, 2000.
11. БЭ 1990: Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия / Сост. Арх. Никифор. М.: Изд. Свято-Троице-Сергиевской лавры, 1990.-902 с.
12. Васильев Л.М. О понятиях и терминах когнитивной лингвистики // Исследования по семантике. Уфа, 2004. — С. 10-18.
13. Вежбицкая А. Судьба и предопределение // Путь. 1994. № 5. — С. 82-145.
14. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. - 410с.
15. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов // Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. - 776с.
16. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. — С. 64-72.
17. Гак В.Г. Судьба и мудрость // Понятие судьбы в контексте разных культур / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1994. - С. 198-206.
18. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 350 с.
В результате концепт «судьба» входит сразу в обе из коррелирующих структур сознания – когнитивную и оценочно-прагматическую.
Все рассмотренные выше слова можно назвать синонимами только условно. Они, скорее, находятся в отношениях особого рода. Действительно, слова судьба, рок, фатум, фортуна в своем значении имеют один общий компонент – 'сила, которая...’, что дает основание составителям словарей рассматривать их как синонимы. В то же время эти слова образуют антонимическую парадигму: рок и фатум (как злая судьба) и фортуна (как добрая судьба) с общим компонентом 'судьба'. Таким образом, семантическая сфера концепта «судьба» включает значения лексем 'рок', 'фатум', 'фортуна', но располагаются они в этой сфере в разных направлениях: рок, фатум <= судьба => фортуна.
Более обширные синонимические связи наблюдаются у слова судьба по линии варьирования второго прототипического параметра концепта – «жизненный путь человека».