Абилитация детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на проведение мероприятий по профилактике детской инвалидности в России сохраняется тенденция к увеличению числа детей с врожденными аномалиями развития как отмечается в ежегодном государственном докладе "Положение детей в Российской Федерации". Для решения этой проблемы необходимо разработать и применять на практике меры по раннему выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию им квалифицированной медицинской и социальной помощи, в том числе по реабилитации и абилитации таких детей. Общество и государство должны выступить гарантом социальной защиты детей с нарушением здоровья, обеспечить им условия для нормальной жизни, развития, образования, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде.
В раннем возрасте даже небольшие отклонения в развитии могут оказать на общее состояние здоровья ребенка существенное влияние, поэтому абилитацию детям с нарушением развития необходимо проводить с первых месяцев жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ АБИЛИТАЦИИ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ5
1.1 Сущностные основы понятия абилитации5
1.2 Место абилитации в социальной реабилитации, коррекции9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НОРМ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА15
2.1 Характеристика норм возрастного развития детей дошкольного возраста15
2.2 Значимость поддержки возрастного развития детей дошкольного возраста33
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РИСКОВ И ОПЫТА АБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ38
3.1 Обзор ярко выраженных рисков у детей с ОВЗ и детей в трудной жизненной ситуации38
3.2 Описание опыта и результатов абилитации в группе дошкольного возраста44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие
для академического бакалавриата. М. Издательство Юрайт, 2018. — 377 с.
(11-32, 95-111)
Андреева Л.В., Зонтова О.В. Особенности психолого-педагогической помощи семье имплантированного ребенка на этапе послеоперационной реабилитации // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. - СПб.: «Наука-Питер», 2019. - С. 281-285.3
Барбарош, Т. В. Социальная абилитация детей дошкольного возраста посредством интегрированных занятий в условиях социально-реабилитационного центра / Т. В. Барбарош // Коррекционная педагогика. – 2011. – № 1.( – С. 47-50.) 4
Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия. - М., 2019. – 250 с.5
Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей / Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5 - Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - М., 2019. - С. 34-49, 53. 10
Выготский Л.С. Мышление и речь: [Психол. исслед.]. - М.: Лабиринт, 2019. 414 с. 11
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; авт. коммент. М.И. Степанова. - М., 2019. - 527 с.(201-367) 12
Выготский Л.С. о планирующей речи ребенка [Текст] / Р.Е. Левина
// Специальная школа. - 1968. - Вып. 5. - С. 116-127.10
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 304 с.13
Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни. / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - М.: Полиграф сервис, 2020. - 160 с.15
Жигорева М.В. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов, - СПб.: «Наука-Питер». - 2018. - С. 389-395.16
Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018. - 200 с.17
Познавательное развитие. В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов.