Эмпирическое исследование мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Цель исследования – исследовать мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.01.2023
Объем файла
203 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Разработка и внедрение в школьную воспитательно-образовательную практику различных форм дифференциации, индивидуализации обучения, учитывающих естественные и закономерные различия в общих и специальных способностях, направленности и интересах учащихся, одна из отрадных примет обновления школы.
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Младшие школьники с ЗПР отличаются наивным и непосредственным поведением, не до конца понимают учебную ситуацию. В начале обучения эти дети долго привыкают к школьной обстановке, скучают по дому, плачут, избегают шумных игр, играют одни или ищут общества младших детей.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………       3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………………………………………………      8
1.1. Проблема мышления в отечественной и зарубежной литературе     8
1.2.Понятие «задержка психического развития»……………………   15
1.3.Особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ………………………………………….    19
Выводы по главе 1……………………………………………………     24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………...   26
2.1. Организация и методики исследования …………………………  .26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………29
Выводы по главе 2 ………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие: НЦ ЭНАС, 2001.136 с.

2. Борякова, Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

3. Вильшанская, А.Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР. Дефектология, 2005, № 2, 57-65 с.

4. Жаренкова, Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции. Дефектология, 1972, № 5, 29-35 с.

5. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии. Л.В. Кузнецова. М.: Академия, 2003, 480 с.

6. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие В.В. Лебединский. М.: Академия, 2003, 144 с.

7. Лубовский, В.И. Специальная психология. В.И. Лубовский. М.: Академия, 2005, 464 с.

8. Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. В.И. Лубовский, Т.А. Власова. М.: ВЛАДОС, 2001, 329 с.

9. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. В.Б. Никишина. М.: ВЛАДОС, 2003, 128 с.

10. Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.С. Певзнер, Т.А. Власова, М.: Просвещение, 1973.

11. Переслени, Л. И. Особенности вероятного прогнозирования у детей в норме и патологии. Л. И. Переслени, Вопросы психологии, 1976, № 2.

12. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия, под ред. О.В. Защиринской, СПб., 2004, 432 с.

13. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. С.Г. Шевченко, СПб., 2002.

14. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии. Н.М. Трофимова, СПб., 2004.

15. Ульенкова, У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. У.В. Ульенкова, СПб., 2004.

16. Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Л.М. Шипицина, СПб.: РЕЧЬ, 2008, 48 с.

17. Венгер Л. А. Основные закономерности психического развития ребенка: Дошкольное воспитание. Венгер, Мухина, 1973 № 5, 29-38 с., № 6, 32-39 с.

18. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика. 1982. 361 с.

19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., Т.3: Проблемы развития психики, Т.4: Детская психология, Т.5: Дефектология. 

20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: М., 1999 г.

21. Мухина В. С. Психология детства и отрочества: М., 1998. – 488 с.

22. Назарова Н.М. Специальная педагогика: М., 2002г.

23. Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии: М., 1988.

24. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей. Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001, 624с.

25. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студии среднего педагогического учебного заведений, Под ред. И.В.Дубровиной. М: 1998, 160 с

26. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. Пузанов. М: 1998г.

27. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии, Рубинштейн. М: 1973, 416 с.

28. Специальная психология: Учебное пособие для студии высших педагогических учебных заведений, В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского, 2-е изд., испр, М.:Издательский центр "Академия", 2005, 464 с.

29. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Стребелева. М: 2004, 184 с.

30. Выгодский, Л.С. Избранные психологические исследования. М.:1956, С.257.

Характеризуя виды мышления, можно отметить что, у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свои собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия. До конца дошкольного и начала младшего школьного возраста у детей с ЗПР фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с ЗПР наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления. Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и социализации.[6]