Обучение школьников написанию сочинений-рассуждений на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что текст является методическим средством, который служит основанием при создании не только обучающей, но и развивающей речевой среды на уроках русского языка.
В работе с текстом формируются условия для реализации функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; а также происходит формирование представлений о системе языка, личностно-ориентированного обучения русскому языку, формирования языковой личности; духовно-нравственного воспитания учащихся и развития их творческих способностей.
Следовательно, одним из принципов при обучении русскому языку признается принцип текстоцентризма, или обучения языку на текстовой основе, - это принцип признания текста важнейшей единицей обучения русскому языку.
«Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) в корне меняет ориентиры современной школы. Основной государственный экзамен (далее - ОГЭ) по русскому языку позволяет проверить, в какой степени у выпускников общеобразовательных школ развиты коммуникативные, языковые и языковые компетенции» [1].
«Одной из приоритетных задач обучения современных школьников русскому языку является развитие их речи, поэтому в ОГЭ сегодня включены задания, направленные на проверку уровня владения устной и письменной речью у выпускников. На выпускном экзамене по русскому языку письменная часть является одной из форм контроля навыков речи для курса русского языка в общеобразовательной школе» [1].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения школьников написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода 7
1.1 Текстоцентрический подход как стратегия обучения школьников написанию сочинения-рассуждения 7
1.2 Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения, его структура 15
1.3 Принципы и приёмы обучения написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка 19
Выводы 34
Глава 2. Состояние проблемы обучения школьников написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода 36
2.1. Возможности УМК по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской в обучении школьников написанию сочинения-рассуждения в русле текстоцентрического подхода 36
2.2. Состояние сформированности у учащихся умения писать сочинение-рассуждение на уроках русского языка 43
Выводы 47
Глава 3. Методика обучения школьников написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода 49
3.1. Программа опытного обучения школьников написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода 49
3.2. Описание опытного обучения и его результатов 58
Выводы 61
Заключение 62
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ФГОС. Под редакцией Н.В. Гончарова, Г.С. Абрамян. Москва: Просвещение, 2019.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования. Москва: Академия, 2013. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов. Москва: Академия, 2001.
3. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / А. Веребицка, В. Е. Гольдин, С. Ю. Данилин [и др.] ; под общ. ред. К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2007. – 320 с.
4. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 2008.
5. Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 1998. 448 с.
6. Арефьева С.А.Сочинение по прочитанному тексту.// Русский язык в школе. 2006. № 5. С.14-18.
7. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов. // Русский язык в школе. 2007. № 5. С.3-6.
8. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.// Русский язык в школе. 2008. № 4. С.5-9.
9. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М., 1976. – 607 с.
10. Ахметгалиев, А. А. Свертывание процесса рассуждения / А.А.Ахметгалиев // Начальная школа. - 2000. - №7.-C. 83-84.
11. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. — М.: «Просвещение», 1990.
12. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка в 2 ч. Часть 1. Этимология / Ф. И. Буслаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 239 с.
13. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филологическое образование» и специальности «Русский язык и литература». Москва: Дрофа, 2006.
14. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М. Наука, 1998. 171 с.
15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: КомКнига, 2006.
16. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива-1: Коллект. моногр. под ред. проф. Т. А. Гридиной. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009.
17. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Москва: Экзамен, 2009.
18. Коновалова Н. И. Психолингвистические основы методики обучения русскому языку // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. — № 9.
19. Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option.
20. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1990. 112 с.
21. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.Е. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)». – М.: Просвещение, 1990. 176 с. 3Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.,1969.
22. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академический проект, 2006.
23. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: РОСТ СКРИМ, 1997. 254 с.
24. Львов М.Р. Принципы русской пунктуации.// Словарь–справочник по методике русского языка. М.: РОСТ СКРИМ, 1997. С.176- 177.
25. Маркелова Е.В., Колесникова Н.И. Как «раскрываются» афоризмы. – Новосибирск, 2001. 36 с.
26. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2002. 492 с. Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / Под ред. Т.В.Расташанской. Томск: ТОИПКРО, 2010. 116 с.
27. Мещеряков В.Н. Типология учебных текстов. – Днепропетровск, 1980. 69 с.
28. Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе. – Красноярск, 1989. 162 с.
29. Павлова Т.И. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
30. Русский язык ОГЭ. Практикум и диагностика: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под редакцией И.П. Цыбулько. Москва: Просвещение, 2017.
Русский язык – это основная дисциплина для учащихся средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. При введении новой формы ОГЭ по русскому языку тема подготовки к ОГЭ стала одной из самых актуальных.
Итоговая аттестация является первой по-настоящему серьезной проверкой эффективности учебной деятельности ученика под руководством преподавателя. «Подготовка к нему – всегда ответственный процесс. Мы, преподаватели, вместе с нашими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные способы его успешного преодоления. Каждый преподаватель постепенно вырабатывает свою систему подготовки к экзамену» [7].
Сочинение на лингвистическую тему является одним из вариантов контрольного сочинения по прочитанному тексту, поэтому уже в 5-8 классах необходимо формировать навыки написания сочинения-рассуждения, чтобы успешно выполнить творческую часть экзаменационная работа. Выбирая это задание, выпускники должны продемонстрировать теоретические знания в любом разделе языкознания, показать умение создавать собственное высказывание с использованием текста, раскрывать значение тех или иных знаний, речевых навыков.