Обучение школьников написанию сочинений-рассуждений на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода

Цель данной работы: изучить особенности обучения школьников написанию сочинения-рассуждения в русле текстоцентрического подхода на уроках русского языка
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.01.2023
Объем файла
170 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что текст является методическим средством, который служит основанием при создании не только обучающей, но и развивающей речевой среды на уроках русского языка.
В работе с  текстом формируются условия для реализации функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; а также происходит формирование представлений о системе языка, личностно-ориентированного обучения русскому языку, формирования языковой личности; духовно-нравственного воспитания учащихся и развития их творческих способностей.
Следовательно, одним из принципов при обучении русскому языку признается принцип текстоцентризма, или обучения языку на текстовой основе, - это принцип признания текста важнейшей единицей обучения русскому языку.
«Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) в корне меняет ориентиры современной школы. Основной государственный экзамен (далее - ОГЭ) по русскому языку позволяет проверить, в какой степени у выпускников общеобразовательных школ развиты коммуникативные, языковые и языковые компетенции» [1].
«Одной из приоритетных задач обучения современных школьников русскому языку является развитие их речи, поэтому в ОГЭ сегодня включены задания, направленные на проверку уровня владения устной и письменной речью у выпускников. На выпускном экзамене по русскому языку письменная часть является одной из форм контроля навыков речи для курса русского языка в общеобразовательной школе» [1].

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы обучения школьников написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода 7

1.1 Текстоцентрический подход как стратегия обучения школьников написанию сочинения-рассуждения 7

1.2 Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения, его структура 15

1.3 Принципы и приёмы обучения написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка 19

Выводы 34

Глава 2. Состояние проблемы обучения школьников написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода 36

2.1. Возможности УМК по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской в обучении школьников написанию сочинения-рассуждения в русле текстоцентрического подхода 36

2.2. Состояние сформированности у учащихся умения писать сочинение-рассуждение на уроках русского языка 43

Выводы 47

Глава 3. Методика обучения школьников написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода 49

3.1. Программа опытного обучения школьников написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в русле текстоцентрического подхода 49

3.2. Описание опытного обучения и его результатов 58

Выводы 61

Заключение 62

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ФГОС. Под редакцией Н.В. Гончарова, Г.С. Абрамян. Москва: Просвещение, 2019. 

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования. Москва: Академия, 2013. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов. Москва: Академия, 2001. 

3. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / А. Веребицка, В. Е. Гольдин, С. Ю. Данилин [и др.] ; под общ. ред. К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2007. – 320 с. 

4. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 2008. 

5. Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 1998. 448 с. 

6. Арефьева С.А.Сочинение по прочитанному тексту.// Русский язык в школе. 2006. № 5. С.14-18. 

7. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов. // Русский язык в школе. 2007. № 5. С.3-6. 

8. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.// Русский язык в школе. 2008. № 4. С.5-9. 

9. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М., 1976. – 607 с. 

10. Ахметгалиев, А. А. Свертывание процесса рассуждения / А.А.Ахметгалиев // Начальная школа. - 2000. - №7.-C. 83-84.

11. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. — М.: «Просвещение», 1990. 

12. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка в 2 ч. Часть 1. Этимология / Ф. И. Буслаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 239 с.

13. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филологическое образование» и специальности «Русский язык и литература». Москва: Дрофа, 2006. 

14. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М. Наука, 1998. 171 с. 

15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: КомКнига, 2006. 

16. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива-1: Коллект. моногр. под ред. проф. Т. А. Гридиной. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. 

17. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Москва: Экзамен, 2009.

18. Коновалова Н. И. Психолингвистические основы методики обучения русскому языку // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. — № 9. 

19. Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option. 

20. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1990. 112 с. 

21. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.Е. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)». – М.: Просвещение, 1990. 176 с. 3Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.,1969. 

22. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академический проект, 2006. 

23. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: РОСТ СКРИМ, 1997. 254 с. 

24. Львов М.Р. Принципы русской пунктуации.// Словарь–справочник по методике русского языка. М.: РОСТ СКРИМ, 1997. С.176- 177. 

25. Маркелова Е.В., Колесникова Н.И. Как «раскрываются» афоризмы. – Новосибирск, 2001. 36 с. 

26. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2002. 492 с. Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / Под ред. Т.В.Расташанской. Томск: ТОИПКРО, 2010. 116 с. 

27. Мещеряков В.Н. Типология учебных текстов. – Днепропетровск, 1980. 69 с. 

28. Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе. – Красноярск, 1989. 162 с. 

29. Павлова Т.И. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2011. 

30. Русский язык ОГЭ. Практикум и диагностика: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под редакцией И.П. Цыбулько. Москва: Просвещение, 2017. 

Русский язык – это основная дисциплина для учащихся средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. При введении новой формы ОГЭ по русскому языку тема подготовки к ОГЭ стала одной из самых актуальных.
Итоговая аттестация является первой по-настоящему серьезной проверкой эффективности учебной деятельности ученика под руководством преподавателя. «Подготовка к нему – всегда ответственный процесс. Мы, преподаватели, вместе с нашими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные способы его успешного преодоления. Каждый преподаватель постепенно вырабатывает свою систему подготовки к экзамену» [7].
Сочинение на лингвистическую тему является одним из вариантов контрольного сочинения по прочитанному тексту, поэтому уже в 5-8 классах необходимо формировать навыки написания сочинения-рассуждения, чтобы успешно выполнить творческую часть экзаменационная работа. Выбирая это задание, выпускники должны продемонстрировать теоретические знания в любом разделе языкознания, показать умение создавать собственное высказывание с использованием текста, раскрывать значение тех или иных знаний, речевых навыков.