Организация совместной интеллектуальной деятельности команд с различными социально-психологическими показателями
Введение
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью процессов коллективного принятия решения в самых разных сферах жизни общества. Значительное число ключевых социальных, экономических и политических решений в современном мире принимаются в процессе совместной деятельности групп и команд. Предпочтительность группового метода решения сложных проблем объясняется тем, что в процессе группового обсуждения потенциально может быть актуализирован опыт каждого из участников группы и, соответственно, рассмотрено больше альтернатив за счёт привлечения большего количества информации, что положительно влияет на результат. Кроме того, потенциальная цена ошибки при принятии решения в современном обществе очень высока, поскольку неверное решение может привести к весьма плачевным результатам. Поэтому социальный спрос на разработку инструментов или методов решения интеллектуальных проблем в группе и изучение факторов, определяющих качество принятия групповых решений, очевиден.
Кроме того, актуальность выбранной тематики обусловлена также важностью навыков организации совместной интеллектуальной деятельности в организации образовательного процесса. В современной образовательной системе в значительной степени господствует ориентация образовательных учреждений на предметное обучение, в то время как процессам социального обучения зачастую уделяется недостаточно внимания.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме совместной интеллектуальной деятельности в психологии. 7
1.1 Понятия интеллект и интеллектуальная деятельность в работах зарубежных и отечественных исследователей. 7
1.2 Понятие совместной деятельности в психологии. 11
1.3 Представления о совместной интеллектуальной деятельности в психологии. 18
1.4. социально-психологические факторы, влияющие на совместную деятельность. 21
1.5 Сущность и особенности интеллектуальных игр. 27
Глава 2. Эмпирическое исследование совместной интеллектуальной деятельности команд с различными социально-психологическими показателями. 32
2.1 Процедура проведения исследования 32
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 36
Заключение 45
Список литературы 46
Список литературы
1. [электронный ресурс]// https://medstatistic.ru/calculators/calchit.html
2. [электронный ресурс]// https://www.psychol-ok.ru/statistics/student/
3. Абдурахимов, К.А. Психологические особенности интеллектуальной деятельности // Проблемы современного образования. 2015.- №3. – с. 41-47.
4. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. – СПб.: ИМАТОН, 1993.-134с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник / Г.М. Андреева. – Издание 5-е, исправленное и дополненное. – Москва : Аспект Пресс, 2010. – 363 с
6. Антипина Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии / Г.С. Антипина. – Л.: ЛГУ, 1967. – 360 с
7. Воловикова, М.И. Мышление как процесс и познавательная мотивация / М. И. Воловикова // Мышление: процесс, деятельность, общение / отв. Ред. А. В. Брушлинский. – М. : Наука, 1982. – С. 50-80.
8. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М., 2004. 270 с.
9. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки / Воспитание школьников. 2002. № 2. С. 31
10. Горелова Г.З., Колмычевская Е.С. Процесс совместного решения мыслительных задач как объект психологических исследований: достижения и перспективы. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 73-77.
11. Дмитриева Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций. М.: Издательство: Эксмо, 2007. – 128 с.
12. Донцов А. И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология. Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. — М.: Изд-во Аспект Пресс, 2003. —с.175—182
13. Жарков, Г.В. Интеллектуальные и творческие игры как средство развития и коррекции личности подростков и молодежи / Г.В. Жарков // Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. / Под ред. Г.В. Жаркова. – Владимир, 2000. – С. 5 – 15.
14. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с. – с. 17-65
15. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 547с.
16. Катценбах Д., Смит Д. Командный подход: Создание высокоэффективной организации. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 376 с.
17. Козимирова Г.М. Основные направления исследования совместной деятельности в отечественной психологии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №3 (39) – с. 210-215.
18. Кричевский Р. Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством // Нов. Исслед. В психол. 1974. № 1 (9). С.11-18
19. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии // А.А. Крылов; под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. И перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
20. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: тексты / сост. Е.И. Кравченко; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. – С. 330–335.
21. Левин К. Разрешение социальных конфликтов: Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000.-408 с.
22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 445 с.
23. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. – СПб: Питер, 1997. – 523с.
24. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра: развитие профессионально значимых качеств студентов / Б.Р. Мандель // Современные проблемы науки и образования (прил. К ж. Педагогические науки). – 2008. – №6. – С. 17.
25. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) / Б.Р. Мандель // Cовременные проблемы науки и образования. – 2009. – №2. – С. 62 – 68.
26. Мандель, Б.Р. От «просто игры» до игры интеллектуальной: на перекрестке научных дисциплин / Б.Р. Мандель // Вопросы культорологии. – 2006. – №5. – С. 34 – 38.
27. Марино Р. Ф. История Доктора : Д. Л. Морено — создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова. — М.: «Класс», 2001.
28. Никитин Б. П. Н Интеллектуальные игры. – Изд. 6-е, испр. И доп. Обнинск, “Световид”, 2009. – 216 с.,
29. Николаевна Г. М., Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.05. – Курский государственный университет, Курск, 2006 – 162 с.
30. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания.-Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
31. Петрова, Ю. А. Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся / Ю. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11534/ (дата обращения: 31.05.2022)
32. Проблемы руководства научным коллективом : опыт социал.-психол. Исслед. / отв. Ред. М.Г. Ярошевский], АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М. : Наука, 1982. – 317 с.
33. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. 1998. №5.
34. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник – М.: издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2018.− 556с.
35. Сетов А.А. О роли общения в повышении воспитательного воздействия коллектива на личность // Личность в системе коллективных отношений: Тез. Док. Всесоюзн. Конф, в г. Курске. – М., 1980.
36. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 350 с.
37. Совместная деятельность: методология, теория, практика / АН СССР; Ин-т психологии; / Отв. Ред.: А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988. 229 с., с.74-89
38. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды). – Кострома: Изд-во Костромского гос. Ун-та, 2001. -243с.
39. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии: Сборник статей / АН СССР, Ин-т психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1977. С. 54-71., с.54-71
40. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Издательство Института Психотерапии. 2005. – 490 с. (C. 179-180)]
41. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
Игра была и остаётся увлекательнейшим феноменом изучаемой разными науками. Феномен игры обсуждается философией (работы Е. Финка, Й. Хейзинги, Х. Гадамера, Ф. Шиллера), педагогикой (К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн), психологией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Гросс, Г.Спенсер, К.Бюлер), культурологией и др. Игра представляется общенаучным междисциплинарным понятием, активно используемым в различных отраслях знания. В будущем, возможно, определится методологически обоснованная научная дисциплина, которую условно можно назвать игрологией [24,25].
Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра — это средство развития интеллекта и эрудиции учащихся, причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и других конкурсов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, увлекательное состязание и просто праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, и старшеклассники.
Интеллектуальная игра — это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или эрудиции; одиночное либо совместное исполнение заданий, с использованием продуктивного мышления (часто – в рамках определенного времени и мероприятия). В интеллектуальных играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и разделов науки, что способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и поддерживает эмоциональный настрой.[26,31]