Интерактивная дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее ФГОС НОО), «целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников, обеспечивающее такую главную компетенцию, как умение учиться» [1]. В связи с этим, основной задачей обучения в начальных классах, наряду со многими, становится формирование универсальных учебных действий, содействующих саморазвитию и самосовершенствованию обучающегося путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В ФГОС НОО рассматривается несколько видов компетентностей обучающихся начальной школы: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
В условиях ФГОС НОО основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий. Суть познавательных универсальных учебных действий и пути их формирования раскрыты в концептуальных положениях, разработанных А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. авторов.
Познавательные универсальные учебные действия оказывают большое воздействие на формирование учебно–познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. А.Г. Асмолов отмечает, что «для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы» [3].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 4
1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников…………... 8
1.1 Сущность формирования познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте………………………………….. 8
1.2 Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника………………... 15
1.3 Методы диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников………………... 23
Выводы по первой главе………………………………………………….. 29
2 Педагогические условия применения интерактивной дидактической игры как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников…………... 32
2.1 Подбор интерактивных дидактических игр с учетом актуального уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………. 32
2.2 Реализация дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем сформированности познавательных УУД в применении интерактивной дидактической игры……………………………………….. 37
2.3 Реализация принципа систематичности и последовательности в применении интерактивной дидактической игры………………………… 44
Выводы по второй главе………………………………………………….. 48
Заключение…………………………………………………………………. 50
Список используемых источников………………………………………. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: с изменениями и дополнениями на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2011. – 31 с. – ISBN 978-5-09-025287-4. – Текст : непосредственный.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. – Москва : Просвещение, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-09-037689. – Текст : непосредственный.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; Под ред. А.Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2011. – 152 с. – ISBN 978-5-09-019148-7. – Текст : непосредственный.
4. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования / Н.Ф. Виноградова. – Текст : непосредственный // Научно-методический журнал. – 2010. – № 4. – С. 11-15.
5. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Б.С. Волков. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : КНОРУС, 2016. – 348 с. – ISBN 978-5-406-04143-7. – Текст : непосредственный.
6. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С. Г. Воровщиков. – Текст : электронный // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени. – 2012. – № 5. – С. 33-40. – URL: https://e.nshkoli.ru/970186 (дата обращения: 07.06.2022).
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва : Эскимо, 2010. – 512 с. – ISBN 5-699-03524-9. – Текст : непосредственный.
8. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» : доклад, представленный на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Пётр Яковлевич Гальперин; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. – Москва, 1965. – 51 с. – Текст : непосредственный.
9. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160.
10. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски / Е.В. Губанов, С.А. Веревко. – Текст : непосредственный // Педагогическая диагностика: научно-практический журнал. – 2011. – № 2. – С. 52-62.
11. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению : автореферат диссертации кандидата психологических наук / Ирина Михайловна Дмитриева; Нижний Новгород, 2003. – 17 с. – Текст : непосредственный.
12. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – Москва : ПЕР СЭ, 2011. – 224 с. – ISBN 5-9292-0040-8. – Текст : непосредственный.
13. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника : материалы III международной научной конференции / Дарья Сергеевна Елисеева; Уфа, 2013. – С. 91-94. – Текст : непосредственный.
14. Журова, Л.Е. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников / Л.Е. Журова. – Текст : непосредственный // Начальное образование: научно-методический журнал. – 2010. – № 1. – С. 9-14.
15. Замбацявичене, Э. Ф. Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников / Э.Ф. Замбацявичене. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – 170 с. – ISBN 5-222-00759-6. – Текст : непосредственный.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Логос, 2010. – 384 с. – ISBN 978-5-98704-442-1. – Текст : непосредственный.
17. Кузьменкова, О.В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс; Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский государственный педагогический университет. – Оренбург: ОГПУ, 2010. – 288 с. – ISBN 5-85859-267-8. – Текст : непосредственный.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – Москва : ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4. – Текст : непосредственный.
19. Минскин, В.И. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / В.И. Минскин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 2012. - 192 с. – ISBN 978-5-78965-543-8. – Текст : непосредственный.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов ВУЗов / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : издательский центр «Академия», 2010. – 456 с. – ISBN 5-7695-0408-0. – Текст : непосредственный.
21. Найн, М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Марина Валерьевна Найн; Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. – Магнитогорск, 2004. – 25 с. – Текст : непосредственный.
22. Савченко, А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Александра Яковлевна Савченко; Научно-исследовательский институт педагогики УССР. – Киев, 1983. – 176 с. – Текст : непосредственный.
23. Слепович, Е.С. Игровая деятельность младших школьников / Е.С. Слепович. – 2-е изд., перераб и доп. – Москва : Педагогика, 2010. – 206 с. – ISBN 5-7155-0249-7. – Текст : непосредственный.
24. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 2012. – 115 с. – ISBN 5-09-004630-1. – Текст : непосредственный.
25. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие / Степанова О.А., Рыдзе О.А. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 96 с. – ISBN 978-5-16-106052-0. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/927398 (дата обращения: 07.06.2022). – Режим доступа: по подписке.
Третье положение гипотезы мы проверяли на контрольном этапе исследовательской работы. На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. Мы реализовали принцип систематичности и последовательности: на каждом из проведенных 29 уроков, мы использовали 2-3 интерактивные дидактические игры, задания в играх постепенно усложнялись. Каждая интерактивная дидактическая игра была направлена на развитие нескольких логических познавательных УУД. Проведенный нами комплекс интерактивных дидактических игр, направленных на повышение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, дал положительные результаты, подтвержденные повторной диагностикой.
Данные, полученные путем экспериментальной работы, показывают эффективность в применении интерактивной дидактической игры как средства формирования познавательных универсальных учебных действий. При правильном применении и соблюдении всех правил и принципов, интерактивная дидактическая игра может стать отличным средством повышения познавательной активности учеников в целом. Экспериментальная работа, которая была проведена в период преддипломной практики (20.04. – 17.05.2022 г.) в 3 «в» классе, показала успешность применения интерактивных дидактических игр на уроках и во внеурочных занятиях.