Формирование активной речи детей раннего возраста средствами настольного театра

Цель – это теоретическое обоснование и практическая проверка условий для развития речи детей раннего возраста через использование настольного театра
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.01.2023
Объем файла
148 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных. Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА……………………………………………………………………………7

1.1. Задачи и содержание работы по формированию активной речи детей раннего возраста……………………………………………………………7

1.2. Психолого-педагогические взгляды на вопросы формирования активной речи детей раннего возраста………………………………….10

1.3. Особенности развития активной речи детей раннего возраста..............14

Выводы по главе 1 ……………………………………………….......................20

Глава 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА……………

2.1. Выявление исходной стадии сформированности активной речи у детей второй группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад Теремок»…………………………………………………………………21

2.2 Разработка перспективного плана педагогических мероприятий по формированию активной речи детей раннего возраста средствами настольного театра, и их проведения……………………………………26

2.3 Анализ опытно-практической работы по формированию активной речи детей раннего возраста средствами настольного театра…………34

Выводы по главе 2……………………………………………………………….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...............45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 (ред. От 21.01.2019). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.10.2021). Текст: электронный.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: учебное пособие / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозайка – синтез, 2005. – 272 с. - ISBN: 5-86775-046-9. – Текст: непосредственный.

3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учебное пособие / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – Москва : Просвещение, 2015. – 470 с. - ISBN 5-7695-0470-6. – Текст: непосредственный.

4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. - ISBN 978-5-9228-1632-8. – Текст: непосредственный.

5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение: учебное пособие / О. А. Белобрыкина. - Ярославль : Академия развития, 1998. – 239 с. - ISBN 5-8133-0001-5. – Текст: непосредственный.

6. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: учебное пособие / П. П. Блонский; под ред. А. В. Петровского. – Москва : Педагогика. - 20 с. - ISBN 863-9-4568-3456-8. – Текст: непосредственный.

7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи: учебное пособие / А. Н. Гвоздев. – Москва : Просвещение, 1991. - 123 с. - ISBN 978-5-89814-379-4. – Текст: непосредственный.

8. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 592 с. - ISBN 978-5-9228-1632-8. - Текст: непосредственный.

9. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: учебное пособие / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Национальный книжный отдел, 2015. – 221 с. - ISBN 978-5-4441-0086-8. – Текст: непосредственный.

10. Журова, Л. Е. Настольный театр в детском саду: учебное пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова. – Москва : Школа-Пресс, 1998. – 144 с. - ISBN 5-885227-197-6 – Текст: непосредственный.

11. Зализняк, А. А. Русское именное словоизменение: учебное пособие / А. А. Зализняк. – Москва : Просвещение, 2007. – 576 с. - ISBN 5-89815-171-0. – Текст: непосредственный.

12. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и ее использование в коррекционной работе с детьми раннего возраста, имеющими нарушения речи: учебное пособие / Р. А. Кирьянова. – Санкт-Петербург : Издательство Каро, 2002. – 209 с. - ISBN 5-89815-112-5. – Текст: непосредственный.

13. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы / ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 346 с. - ISBN: 978-5-4315- 0504-1. - Текст: непосредственный.

14. Рыжова,  Т.  В.  Детская  литература.  Выразительное  чтение. Практикум: учебное пособие / Т. В. Рыжова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 270 с. - ISBN 978-5-7695-3983-1. – Текст: непосредственный.

15. Сигов, В. К. Детская литература: учебник для среднего профессионального образования: учебное пособие / В. К. Сигов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 532 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-11615-1. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: 25. 10. 2021).

16. Сохин, Ф. А. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации: теория и практикум / С.Д. Сажина. – Москва : ТЦ Сфера, 2009. – 112 с. - ISBN 978-5-9228-1632-8. - Текст: непосредственный.

17. Тимофеева, Е. Ю. Упражнения на развитие выразительности речи у детей. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 341 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 322-5-432-09985-0. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblioonline.ru/bcode/429093 (дата обращения: 25.10.2021).

Словесные методы связаны с применением воспитателем художественного слова. Так, вначале воспитателю нужно выразительно прочитать произведение, а после провести по нему беседу, которая поясняет и выясняет не только понимание содержания, но и отдельных средств выразительности. К примеру, после чтения стихотворения С.Я. Маршака «Котята» можно задать детям вопрос: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? – Как вы догадались?» Чем эмоциональнее и целостнее дети воспримут произведение, тем легче впоследствии им будет «разыгрывать» услышанное и прочитанное произведение. Практические методы, используемые в целях обучения детей на практике применять полученные знания в целях развития активной речи. Одним из них выступает дидактическая игра (словесная и с наглядным материалом), которая применяется для решения большинства задач развития речи. Работу со знакомым для детей литературным текстом можно осуществлять при помощи игры – настольной инсценировки. Для их проведения требуется соответствующее оборудование. Важно учитывать, что воспитателю, при занятии с детьми развитием активной речи, нужно формировать в детском коллективе атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, поощрять желание каждого быть непохожим на остальных детей, разбудить фантазию и реализовать их способности. Педагогу обязательно стоит показать детям, как и почему организация и игра в настольный театр помогают преодолевать робость, застенчивость и неуверенность, которые выражаются в низком уровне речевой активности. Театральные игры, и настольный театр в частности способствуют развивать память, инициативность, самостоятельность, внимание, воображение и речь. Именно постановка настольного театра является эффективным средством приобщения детей к речевой деятельности, озвучивание художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. В настольном театре речь звучит не только как озвучивание диалогов персонажей, но и как дикторский текст «за кадром». Преимущественно, для театральных игр данного вида используются сказки, которые много раз были прочитаны и потому очень хорошо известны детям, к примеру: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Кошкин дом» и т.д.