Воспитание координационных способностей детей 8–10 лет с использованием подвижных игр
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, что младший школьный возраст один из важных периодов для формирования двигательной координации ребёнка. В этом возрасте закладываются основные культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия.
Поэтому в этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития всех способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
В младшем школьном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребёнка. Однако, в начале периода эти системы ещё далеки от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степени интенсивности. Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет. Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья. Актуальность темы заключается в том, что координационные способности имеют важное значение в развитии двигательного опыта занимающихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет занимающихся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….. 6
1.1. Основы воспитания координационных способностей…………. 6
1.2. Средства и основы методики воспитания координационных способностей……………………………………………………… 9
1.3. Методика воспитания специфических форм координационных способностей…………………………............................................. 12
1.4. Особенности развития координационных способностей детей 8–10 лет…………………………………………………................. 12
1.5. Значение подвижных игр для физического развития детей 8–10 лет…………………………………………………………….. 14
1.6. Значение подвижных игр при работе с детьми младшего школьного возраста……………………………………………….. 19
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………... 24
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………… 24
2.2. Методы исследования…………………………………………… 24
2.3. Организация исследования……………………………………… 28
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………………… 30
3.1. Методика воспитания координационных способностей детей 8–10 лет с использованием подвижных игр, занимающихся лыжными гонками………………………………………………………………………… 30
3.2. Оценка уровня координационных способностей у детей 8–10 лет, занимающихся лыжными гонками……………………………………… 32
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………… 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.М. Бутин – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 368 с.
2. Бойко Е. А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / Е. А. Бойко. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 256 c.
3. Васильева З. А. Резервы здоровья: науч-попул. мед. литература / З. А. Васильева, С.М. Любинская – М.: Изд-во «Медицина», 1984. – 166с.
4. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н. Э. Власенко. – М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 c.
5. Граевская, Н. Д. Бодрость и здоровье / Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 2015. – 229 c.
6. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. – М.: Диалог культур, 2013. – 240 c.
7. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю. И. Евсеев – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.
8. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
9. Лыжный спорт: учебно-методическое пособие / сост. В. Н. Платонов, Д.Е. Баянкина, П.Е. Тюльков, О.П. Дитятев. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 306 с.
10. Масленников И. Б. Лыжный спорт: [Для детей] / И. Б. Масленников, В.Е. Капланский – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 96 с., ил. (Азбука спорта).
11. Общая гигиена: учебник / Г. И. Румянцев, М. П. Воронцов, Е. И. Гончарук и др.; под ред. Г. И. Румянцева, М. П. Воронцова. – Москва: Медицина, 1990. – 287 с.
12. Коротков И. М., Былеева Л. В., Климкова Р. В., Кузьмичева Е. В., Бриль М. С., Геллер Е. М., Протасова М. Подвижные игры: учебное пособие для студентов ВУЗов – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 216 с.
13. Каныгина Л.Н. Подвижные игры и эстафеты: метод. рекомендации / Л.Н. Каныгина, А.В. Каныгина, А. В. Константинова. – Витебск: ВГМУ, 2017–70 с.
14. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет / Ю. А. Кириллова. – М.: СПб: Детство-пресс, 2008. 432 c.
15. Ключева М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник / М. А. Ключева. – М.: Форум, Неолит, 2014. - 400 c.
16. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет. - М.: Рипол Классик, 2008.–688 c.
17. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 863 с.: ил. – (Профессия – тренер).
18. Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру / Ю. А. Орешкин – 2-е изд. перераб. и доп. М.: Медицина, 1990 – 176 с. (Науч.-попул. мед. литература)
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности, ребёнок развивается в игре. Игра способствует всестороннему развитию ребёнка, развивает наблюдательность и умение анализировать и обобщать. Образовательное значение имеют игры родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Они направлены на совершенствование закрепление различных технических и тактических приёмов и навыков. Подвижные игры на открытом воздухе (пионер лагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях) имеют большое образовательное значение. Игры на местности способствуют образованию навыков необходимых: туристу, разведчику, следопыту. Большое образовательное значение имеет знакомство учащихся с народными играми. Подвижные игры способствуют развитию организаторских способностей, роли: "водящего, счёт очков, помощники судьи и др.". Соревнования по подвижным играм знакомят с правилами и организацией соревнований, помогают детям самостоятельно проводить соревнования [10]. Воспитательное значение подвижных игр. Большое значение в воспитании физических качеств (быстрота, гибкость, сила, выносливость, ловкость.). В подвижных играх физические качества развиваются в комплексе: быстрота, быстро убежать, догнать, обогнать, мгновенно реагировать на звук, зрительные сигналы. Изменяющая обстановка в игре требует быстрого перехода от одних действий к другим. Сила игры со скоростно-силовой направленностью.