Развитие пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных технологий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Пространственные представления начинают свое формирование довольно рано и постепенно формируются на протяжении всего дошкольного возраста. Успешность развития пространственных представлений зависит от ряда факторов, таких как уровень развития и чувствительности анализаторных систем, насыщенность познавательной окружающей среды, уровень развития речеслуховых систем, так как слово играет важнейшую роль в отражении пространственных характеристик; окружающая лингвистическая среда; уровень реализации ведущей для ребенка деятельности (предметной, игровой). В настоящее время категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР) становится все более многочисленной. Эти дети часто испытывают трудности при освоении пространства, что в последующем сказывается на учебе и влечет за собой неуспеваемость по многим школьным дисциплинам.
Степень разработанности проблемы. В психолого-педагогических исследованиях обращается внимание на то, что владение пространственными представлениями определяет возможности ребенка в когнитивной и речевой деятельности, а также является важным фактором сенсорной интеграции, адаптирующей ребенка к окружающей действительности (Э.Дж. Айрес, М.М. Безруких, М.А. Еливанова, H.H. Каданкова, Л.Ф. Обухова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.). В связи с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Р.И. Говорова, Л.В. Занков и др.). Исследователями признается тот факт, что восприятие и оценка пространства формируется с прямым участием речи, которая, включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой – как организатор ориентировки в категориях пространства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основания изучения развития пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных технологий 6
1.1 Понятие пространственных представлений в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Особенности развития пространственных представлений у старших дошкольников при нормативном развитии и при общем недоразвитии речи 10
1.3 Интерактивные технологии как средство развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи 19
Глава 2 Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных технологий 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов изучения развития пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 30
2.3 Содержание и структура работы по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных технологий 39
2.4 Оценка динамики развития пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 44
Заключение 54
Список литературы 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, О.Л. Повышение эффективности ориентировки слепого в окружающей среде / О.Л. Алексеев // Дефектология. – 1994. – № 3. – С. 5-11.
2. Антипина, Л.А. Использование компьютерной технологии в дошкольном учреждении / Л.А. Антипина // Мультимедиа технологии в современном образовании: мат. I Всеросс. научно-метод. конф. (г. Петрозаводск, август 2012г.). – Петрозаводск, 2012. – С. 13-15.
3. Аркатова, А.Л. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / А.Л. Аркатова, Р.А. Самофал // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. – № 2 (77). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-pedagogicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-motivatsii-k-ovladeniyu-pravilnoy-rechyu-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
4. Бессонова, Т.П. Развитие пространственных представлений у детей / Т.П. Бессонова, Е.П. Ворошилова // воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 5. – С. 1-16.
5. Блохина, Ю.А. Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями [Электронный ресурс] / Ю.А. Блохина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – № 3 (43). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-prostranstvennyh-predstavleniy-u-starshih-doshkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami.
6. Бородина, В.А. Психологические основы интерактивных технологий обучения и учения [Электронный ресурс] / В.А. Бородина // ТРУДЫ СПБГИК. – 2015. – № 5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-interaktivnyh-tehnologiy-obucheniya-i-ucheniya.
7. Бурачевская, О.В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Бурачевская // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 137-140.
8. Бурачевская, О.В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.В. Бурачевская // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г.Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Молодой ученый, 2016. – С. 113-117. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10226/.
9. Васильева, В.С. Психологические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при нарушении лексико- грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.С. Васильева, А.А. Селенкова // Вестник ЮУрГГПУ. – 2019. – № 6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-narushenii-leksiko-grammaticheskogo-stroya-i.
10. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 71 с.
11. Глушкова, Е.А. Развитие предметной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи наглядно-практическими методами [Электронный ресурс] / Е.А. Глушкова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predmetnoy-leksiki-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-naglyadno-prakticheskimi-metodami-1.
12. Гордеева, И.А. Интерактивные развивающие игры с использованием информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда / И.А. Гордеева // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 149-150.
13. Градова, Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03 [Электронный ресурс] / Градова Галина Николаевна. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 24 с. – Режим доступа: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004614511?page=1&rotate=0&theme=white.
14. Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З.М. Дунаева. – М.: Советский спорт, 2006. – 143 с.
15. Ермолаев-Томин, О.Ю. Математические методы в психологии / О.Ю. Ермолаев-Томин. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 511 с.
16. Зотова, И.В. Сущность и специфика коммуникативно-речевых технологий в развитии дошкольников [Электронный ресурс] / И.В. Зотова, А.М. Умарова // International scientific review. – 2019. – № LIX. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-kommunikativno-rechevyh-tehnologii-v-razvitii-doshkolnikov.
17. Иванов, М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии [Электронный ресурс] / М.В. Иванов // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvennye-predstavleniya-pri-normativnom-i-narushennom-razvitii.
18. Игры и упражнения [Электронный ресурс] // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». – Режим доступа: https://mersibo.ru/voxflex.
19. Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс] / Е.М. Серых, М.А. Бусловская, Л.А. Шестакова, Г.В. Сорокина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 48. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-igry-kak-sredstvo-povysheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov.
20. Исмоилова, Э.З. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-компьютерных технологий / Э.З. Исмоилова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniy-leksiko-grammaticheskoy-storony-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-s-ispolzovaniem.
21. Каменкова, Н.Г. Развитие пространственных представлений младших школьников с использованием электронных образовательных ресурсов при изучении геометрического содержания / Н.Г. Каменкова, А.А. Перепелкина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2018. – Т. 9. – № 2. – С. 100-106.
22. Китаева, Н.Н. Состояние пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Китаева, С.О. Емельянова// Специальное образование. – 2014. – № X. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.
23. Костикова, Д.А. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре [Электронный ресурс] / Д.А. Костикова // Известия ВГПУ. – 2019. – № 7 (140). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-igre.
24. Кувшинова, И.А. Педагогические условия развития связной речи у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / И.А. Кувшинова, С.С. Бровина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-onr.
25. Куликовская, Н.Э. Разработка и использование интерактивных компьютерных игр в логопедической работе с детьми [Электронный ресурс] / Н.Э. Куликовская, С.В. Семенова // Специальное образование. – 2015. – № XI. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-ispolzovanie-interaktivnyh-kompyuternyh-igr-v-logopedicheskoy-rabote-s-detmi.
26. Любимов, А.А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению [Электронный ресурс] / А.А. Любимов // LYUBIMOV.SU. – 2012. – Режим доступа: https://lyubimov.su/pedagogam/retrospektivniy-analiz-soderjaniya-obucheniya-orientirovke-v-prostranstve-invalidov-po-zreniyu.html.
27. Макарова, В.Н. Формирование у старших дошкольников пространственных и временных представлений и языковых средств их выражения [Электронный ресурс] / В.Н. Макарова, Т.А. Фандеева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 1 (74). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-starshih-doshkolnikov-prostranstvennyh-i-vremennyh-predstavleniy-i-yazykovyh-sredstv-ih-vyrazheniya.
28. Медведева, Е.Ю. К вопросу о коррекции и развитии пространственных представлений у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // БГЖ. – 2019. – № 3 (28). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-korrektsii-i-razvitii-prostranstvennyh-predstavleniy-u-doshkolnikov-s-onr.
29. Медведева, Е.Ю. Коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Е.Ю. Медведева, И.В. Максимова // ПНиО. – 2017. – № 6 (30). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschaya-rabota-po-verbalizatsii-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim.
30. Медведева, Е.Ю. Оценка уровня сформированности пространственных представлений старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Е.Ю. Медведева, Н.Н. Новикова // ПНиО. – 2018. – № 2 (32). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-sformirovannosti-prostranstvennyh-predstavleniy-starshih-doshkolnikov-s-normoy-rechevogo-razvitiya-i-s-obschim.
31. Мусейибова, Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.00 / Мусейибова Тамара Алексеевна. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1964. – 19 с.
32. Мягкова, Р.Н. Использование интерактивных технологий для развития связной речи дошкольников [Электронный ресурс] / Р.Н. Мягкова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – № 5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-dlya-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov.
33. Набродова, Л.С. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры / Л.С. Набродова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 7-2. – С. 149-151.
34. Ратникова, Т.А. Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекции лексических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Т.А. Ратникова, Е.В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-korrektsii-leksicheskih-narusheniy-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem.
35. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 102 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2021. – 720 с.
37. Румянцева, Ю.Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности [Электронный ресурс] / Ю.Н. Румянцева // Глобус. – 2019. – № 12 (45). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-detey-s-onr-i-ih-psihologicheskie-osobennosti.
38. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2021. – 512 с.
39. Семенович, А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии: методические рекомендации / А.В. Семенович, С.О. Умрихин. – М.: Сфера, 1998. – 66 с.
40. Фатеева, Г.И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста / Г.И. Фатеева // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 73-75.
41. Ширко, Н.А. Особенности коррекционно-логопедической помощи детям с ОНР [Электронный ресурс] / Н.А. Ширко // Вестник науки. – 2019. – № 11 (20). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-korrektsionno-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-s-onr.
42. Шкатова, Е.А. Направления коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Е.А. Шкатова // Концепт. – 2018. – № V4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-po-preodoleniyu-narusheniy-verbalizatsii-prostranstvennyh-predstavleniy-u.
43. Шкурина, А.В. Преодоление нарушений вербализации пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-логопедической работе [Электронный ресурс] / А.В. Шкурина, Е.А. Шкатова // Концепт. – 2017. – № 5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-narusheniy-verbalizatsii-prostranstvennyh-predstavleniy-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-v.
Отметим, что яркость и привлекательность стимульного материала интерактивных игр и презентаций позволяет удерживать внимание детей на протяжении занятия. Разнообразие заданий дает возможность проработать все составляющие пространственных представлений. Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в рамках предлагаемой программы также особое внимание уделяется развитию речевых конструкций, позволяющих обозначать положение себя и предметов в пространстве. Таким образом, предложенная программа ориентирована на развитие пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных технологий и включает решение задач по обогащению словарного запаса детей понятиями и предлогами, обозначающими расположение себя и различных объектов в пространстве, развитию пространственных представлений о собственном теле, понимания расположения объектов относительно себя и относительно друг друга, а также навыков пространственной ориентировки.