Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что ребенок, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.
Со
Содержание
Введение………………………………………………………………………..… 3
1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1 Проблема формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в психолого–педагогической литературе…………….7
1.2 Игра как средства формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста ………………………………………………. 10
1.3 Характеристика педагогических условий формирования коммуникативных умений в процессе игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………13
Выводы по первой главе……………………………………………………….. 17
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………. 19
2.2 Реализация педагогических условий по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста…………………..….……………………….. 28
2.3 Анализ работы по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….. 35
Выводы по второй главе………………………………………………………... 43
Заключение………………………………………………………………….…… 45
Список используемой литературы…………………………………….…..…. 47
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология - М., 1997. - 406.
2. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст/ А. Арушанова // Дошкол. воспитание. -1998. -N 6. - C. 86-89
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя /Н.П. Аникеева. – М.: Логос, 2017. – 198с.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Владос, 2003.--192 с.
5. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада: [В рамках программы " Развитие речи "]/ О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. -2003. Методика. -N 2. - C. 12-16
6. Журнал "Игра и дети" , 2003, №6 Зверева О. Сюжетно-ролевая игра. - М.: МПГУ
7. Замлянухина Т.М. Диагностики и коррекция познавательной и коммуникативной деятельности ребенка при подготовке его к обучению в школе/ Т.М. Замлянухина // Вуз - школе. -Борисоглебск: ГОУ ВПО БГПИ. -2003. -Вып.1 - С. 29
8. Игра дошкольника [Текст]/Под ред. С.Л. Новоселовой.–М.: Академия, 2018.– 286с.
9. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 192 с.
10. Казанцев, А.П. Игра. Весь мир и жизнь ребенка [Текст] /А.П. Казанцев // Пралеска. –2018. –№ 8. –С. 2 – 37.
11. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Козлова. – М.: Академия, 2017. – 160 с.
12. Майер И.П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. -2000. -N 1. - C. 65-69
13. Максаков, А.И. Учите играя [Текст] /А.И. Максаков, Г.А.Тумакова.– М.: Мозаика – синтез, 2018. –176с.
14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада /Д.В. Менджерицкая.– М.: Логос, 2013.– 128с
15. Педагогический словарь [Текст] /Под ред. И.М.Кантора. – М.: АСТ, 2013.–456с.
16. Рузина, М.С. Игра в жизни ребенка [Текст] /М.С. Рузина//Психолог в детском саду. –2017. –№4.–С. 85 – 95.
17. Романов А.А. С чего начинается поведенческая игротерапия?! - М.: Владос, 2003. - 78 с.
18. Рыбак Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Рыбак; Арханг. гос. техн. ун-т. -Архангельск, 2001.-21 c.
19. Смирнова Е.О., Залысина И.А. Исследование общения дошкольников со сверстниками. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 101 с.
20. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников. - Ж. «Психологическая наука и образование», 2005. -№2
21. Смирнова К.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. - 160с.
22. Эльконин, Д.Б. Психология игры[Текст] /Д.Б. Эльконин.– М: Логос, 2017.– 304с.
Следует отметить, что все дети принимали активное участие в играх, не было детей, которые бы отказались от участия или проявили негативное отношение к предложенным играм. После знакомства с коммуникативными играми дети использовали их в свободной игровой деятельности. На формирующем этапе так же осуществлялось руководство сюжетно-ролевыми играми детей, направленное на развитие коммуникативных навыков. Для этого детям предлагались разнообразные сюжеты игр, в которых нужно было выстраивать игровое взаимодействие, например в сюжетно-ролевой игре «Семья» детям предлагалось развитие сюжета «Гости пришли на День Рождения». Этот сюжет предполагал многоплановое игровое взаимодействие между детьми, которые взяли на себя определенную роль. Реализация такого игрового сюжета способствовала развитию навыков коммуникации у детей, обогащала их игровой опыт.
По такому же принципу в сюжетно-ролевой игре «Больница» детям предлагалось обыграть сюжет «Ветеринар лечит зверей». Дети принимали на себя роли животных, которых нужно было осмотреть врачу. Это так же способствовало развитию коммуникативных навыков у детей. Для родителей была разработаны и проведены консультации по вопросам развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.