Особенности развития речевого этикета в дошкольном возрасте
Введение
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Процесс речевого развития, по словам О.В. Акуловой, «… рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей». Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речевого этикета детей дошкольного возраста через театрализованную игру обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. В ходе организации театрализованной игры происходит совершенствование культуры речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
В период дошкольного детства очень важно уделять большое внимание формированию коммуникативных умений у детей. Именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.
Любая задержка, любое н
Оглавление
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты вопроса обучения детей дошкольного возраста правилам речевого этикета…………………………………………………………………………. 7
1.1. Определение основных понятий: «этикет», «речевой этикет», «правила речевого этикета», «культура речи»…………………………………………………………………………… 7
1.2. Возрастные особенности обучения детей дошкольного возраста правилам речевого этикета …………………………………………………. 11
1.3. Условия, методы и приемы обучения речевому этикету детей дошкольного возраста …………………………………………………….....15
1.4. Возможности использования театрализованных игр в процессе сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраст…………………………………………………………………………22
Выводы по главе 1 .……………………………………………………. 27
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития речевого этикета детей дошкольного возраста……………………………………………………………………… 29
2.1.Организация и методы исследования……………………………. 29
2.2. Результаты изучения уровня сформированности речевого этикета у детей дошкольного возраста ……………………………………………….. 30
Выводы по 2 главе …………………………………………………… 37
Заключение ………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………………… 40
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. М.: ООО «Учебный центр «Перспектива», 2014. с. 32.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений, пособие для педагогов дошкольных учреждений/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: «Академия», 2000. с.400 .
3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград: Учитель, 2001. 168 с.
4. Акишина А.А. Русский речевой этикет: Практикум вежливого речевого общения. М.: Либроком, 2009. 184 с.
5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991, с. 98.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М: Мозаика-Синтез, 1999. –с.272.
7. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. 40 с.
8. Бархатова И.Н. Воспитание культуры поведения- Просвещение, 1989 г.
9. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, Чувашское изд-во, 2-е изд., 2007.- с. 378.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
11. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – с. 64.
12. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. 2001. № 2. с. 15-17.
13. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2006. 64 с.
14. Дятлева Г.В. Энциклопедия этикета. - Ростов-на-Дону, 2006. с.286.
15. Дубровина И. В. Золотая книга этикета. - М.: Вече, 2004.
16. Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Воспитание культуры поведения дошкольников // Образование и воспитание. 2015. №4. С. 31-32.
17. Из детства в отрочество: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н. М.: Просвещение, 2007. 260 с.
18. Курочкина, И.Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога И.Н // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - с. 31-37.
19. Купина Н.А. «Правильность речи и основы речевого этикета». Издательство: Екатеринбург, 1995 г.
20. Лисина М.И. Потребности мотивы общения между дошкольниками/ М.И. Лисина, Р.А. Смирнова; под ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005. с. 346.
21. Львов М.Р. «Риторика. Культура речи»: учебное пособие/ М.Р.Львов. – Москва: Академия, 2003.- с. 272.
22. Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. - М., 2008.
23. Масленникова О.М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности// Молодой ученый. 2014. № 19. с. 581-583.
24. Мухина В.С. « Возрастная психология. Феноменология развития»: учебник/ ИЦ «Академия», 2006. – с.608.
25. Михальчук Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум; Асар - Москва, 2009. - 256 c.
26. Мусская И. А. Энциклопедия этикета. - М.: Вече, 2007. Ижевск: ДОК, Урал-Би-Си.
27. Методические материалы представлены в программах «Азбука общения» Л.М. Щипицыной и О.В. Защиринской, «Открой себя» Е. Рылеевой и методических популярных пособиях Л.Г. Антоновой, О.А. Белобрыкной, В. Богуславской, Н.А. Куниной, Н.В. Клюевой, Ю.В. Косаткиной.
28. Ниссен В. Ю., Карасева Т. В. Русский речевой этикет; Флинта, Наука - Москва, 2011.– с. 550 .
29. Новгородцева Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2011. № 6. с. 60-67.
30. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста - Просвещение, 1986 г. с.96.
31. Провоторова О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников // Логопед. 2008. № 7. с. 26-40.
32. Репина. Т.А. Общение детей в детском саду и семье: монография Педагогика, 1990 г.
33. Радуга: программа воспитания, образования и Р15 развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. М. : Просвещение, 2010. — с. 111 .
34. Стернин И.А. «Русский речевой этикет» с.4-5.Учебное пособие. Воронеж, 1996. — с. 73 .
35. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. Учебное пособие. Москва «Высшая школа», 2005. — с. 2 50
Проанализировав психолого – педагогическую литературу по теме речевой этикет, мы выяснили, что в научной литературе речевой этикет взаимосвязан с несколькими понятиями «культура речи», «речь», «этикет», «правила речевого этикета». Чешский педагог Я.А. Коменский очень большое внимание уделял проблеме развития речи детей как основы формирования речевого этикета. Рекомендации по формированию речи Я.А. Коменский даёт на основе анализа особенностей психического развития детей, где характеризует общение взрослых с ребёнком, рассматривая обучение пониманию мимики, жестов, интонации как основу этического речевого действия. В качестве средств развития речевого этикета он даёт рекомендации: учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми рассказы, басни, сказки.
Речевая форма этикета является не только значительным структурным подразделением поведенческого порядка, но и важным инструментом речевого общения. Соблюдение его правил необходимо личности, желающей владеть речью в той степени, при которой она характеризуется как культурная. Чтобы это соблюдение стало органичной потребностью личности, следует уже в дошкольном возрасте, когда закладываются личностные основы, обучать детей правилам речевого этикета.
Изучив правила речевого этикета, ребенок уже знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно говорить вежливые слова, «спасибо», «пожалуйста» и др. Воспитатель расширяет и углубляет знания ребенка, закрепляя уже полученные знания, и на их основе доводит новые слова. Обращая внимания на то, что ребенок раньше не замечал, предлагает новые вежливые слова в обращение и общение.