Исследование адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения у младших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема адаптации младших дошкольников к условиям детского сада достаточно актуальна. Все родители имеют представление о том, что ребёнка необходимо готовить к школе, имеются большой спектр курсов по подготовке к школьному обучению, где детей учат писать, считать, но тому, что ребёнка необходимо готовить к условиям ДОУ многие родители не придают особого значения. Естественно, что данный период более важен для ребёнка, чем момент поступления в школу. Ведь для малыша адаптация к условиям ДОУ является сильнейшим стрессом. И если адаптация к условиям ДОУ проходит проблемно, то у ребёнка появляются невротические реакции как слёзы, истерики, страхи, бесконечные болезни. Как следствие, родители, как правило, могут принять решение не отдавать ребёнка в ДОУ.
Ребёнок, который не посещает детский сад обречён остаться без необходимой возможности социализации, в более старшем возрасте, вероятнее всего, могут появиться проблемы в межличностном взаимодействии. Недостаточный уровень знаний, несформированный навык слушать педагога, также негативно скажутся на будущих ступенях обучения.
Отечественные психологи плотно занимались изучением адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ. Среди этих учёных Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик, Н.Д. Ватутина, Г.Ф. Кумарина, Н.В. Кирюхина, А.И. Жукова.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………. 5
1.1.Понятие адаптации в психолого- педагогической литературе………. 5
1.2.Особенности адаптации к условиям ДОУ……………………………. 8
1.3.Факторы, способствующие успешному протеканию адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ…….............................................. 11
Выводы по первой главе…………………………………………………… 15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДОУ……………... 16
2.1. Методы и организация исследования адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ…………………………………………… 16
2.2. Результаты исследования адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ………………………………………………………………. 18
2.3. Рекомендации воспитателям и родителям по психолого- педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ………………………………………………………………. 21
Выводы по второй главе……………………………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова: Ребенок в детском саду, 2003. - № 6. – 461 с.
2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. /М.Н. Аксарина //Медицина. – 2007. – 304 с.
3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно /В.Г. Алямовская //ЛИНКАПРЕСС. – 2009. – 250 с.
4. Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/В.Н. Белкина, Л.Н. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
5. Варпаховская О. Зеленая дверца: первые шаги в общество /О. Варпаховская //Ребенок в детском саду. – 2015. – 305 с.
6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада /Н.Д. Ватутина //Просвещение. – 1993. – 32 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский //СОЮЗ . – 2012. – 224 с.
8. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет /Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007. – 286 с.
9. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные 18особенности, адаптация, сценарии дня) /Е.В. Жердева //Феникс. – 2012. – 192 с.
10. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные 18особенности, адаптация, сценарии дня) /Е.В. Жердева //Феникс. – 2012. – 192 с
11. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
12. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н. В. Кирюхина //Айрис-пресс. – 2012. – 122 с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2014. – 416 с.
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И. Лисина //Питер. – 2007. – 310 с.
15. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи / Новые ценности образования. - 1995. - № 3. - С. 54- 57.
16. Муссен П. Развитие личности ребенка /П. Муссен //Речь. – 2007. – 156с.
17. Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов //ВЛАДОС. – 2007. – 608 с.
18. Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2018. - 336 c.
19. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1986
20. Смирнова Е.О. Психология ребенка /Е.О. Смирнова //Школа-Пресс. – 2007. – 410 с.
21. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации /С. Теплюк //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3-4.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений /Г.А. Урунтаева //М.: 2001. – 336 с.
На следующем этапе родители становятся не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса. Персонал ДОУ включает родителей в деятельность детского сада. Методист, воспитатели, педагог-психолог тщательно следят за протеканием адаптационного периода ребёнка, фиксируют изменения, анализируют. Для того, чтобы адаптация проходила быстро и спокойно, педагоги применяют различные формы работы [5,6]. Задача воспитателя создавать в группе такую атмосферу, которая будет максимально естественной, где ребёнок будет чувствовать себя защищённым, а также имеет возможность проявить себя творчески.
Н. В. Мазурова, Ю. А. Трофимова в научной статье «Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания» отмечают, что в раннем дошкольном возрасте происходит формирование личности ребенка, он попадает в новый и широкий круг социальных взаимоотношений, изменяются и становятся более сложными задачи, которые требуют решения каждый день. Частой эмоциональной проблемой детей 3-7 лет является тревожность как мысленно осуществимый предвестник психоневротического расстройства [21, с. 45]. Также в своей статье авторы проводят исследование, которое доказывает, что существует взаимосвязь тревожности родителей с тревожностью дошкольников. Поэтому, можно сделать вывод, что чем ниже будет тревожность родителей во время адаптации дошкольников к ДОУ, тем ниже будет тревожность самих детей. Отсюда следует, что стабильное психологическое состояние родителей также является фактором успешного протекания адаптации к ДОУ.