Допрофессиональная подготовка учителей математики

Целью нашей выпускной квалификационной работы является изучение понятия допрофессиональной педагогической подготовки и разработка материалов для её реализации в подготовке учителей математики
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
149 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В современном образовании отмечаются тенденции снижения интереса к педагогической деятельности среди молодежи, падения престижа профессии учителя в обществе, уход молодых учителей из профессии. Значительная часть студентов педагогических колледжей и вузов не планирует связывать свою будущую профессиональную деятельность с образованием.
Ориентация школьников на профессию учителя в настоящее время является актуальной повесткой дня государственной образовательной политики. В материалах заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. [22] обеспечение подготовки и профессионального самоопределения обучающихся по социально-педагогическим профессиям отнесено к ключевым направлениям реализации возможностей профессионального развитие учителей. Перед регионами Министерством просвещения поставлена задача «возрождения и перезагрузки региональных систем допрофессиональной педагогической подготовки, создание в образовательных организациях в ближайшие три года пяти тысяч педагогических классов» [22]. В связи с этим тема нашей выпускной квалификационной работы является актуальной. К вопросам самоопределения школьников в выборе педагогической профессии обращались многие видные педагоги и методисты.  Особенности самоопределения старшеклассников к выбору педагогической профессии рассматривались в работах А.Л. Мищенко [9], Ю.В. Сенько [30], А.Д. Сазонова [27], С.Н. Чистяковой [32] и др.  Вопросы преемственности этапов педагогического образования, в том числе допрофессионального этапа, были рассмотрены в работе В.В. Серикова [28], В.А. Полякова [16], В.П. Намчук [11], В.Б. Успенским [34] и др. 
Вопросы содержания и совершенствования допрофессиональной педагогической подготовки изучались Л.В. Байбородовой [2], Л.Н. Артемьевой [3], А.П. Чернявской [5], М.П. Кривунь [3] и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ 7

1.1. Сущность понятия «допрофессиональная педагогическая подготовка» 7

1.2. Развитие системы подготовки педагогических кадров 14

1.3. Формы, методы, средства допрофессиональной педагогической подготовки школьников 22

II. ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ 32

2.1. Нормативно-правовая база организации педагогических классов 32

2.2. Программа факультативного курса для учащихся 10 класса «Юный математик-педагог» 40

2.3. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. Москва : Изд-во Педагогика, 1985. 480 с.

2. Байбородова, Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников статья: Ярославский педагогический вестник – 2015 - №5 Режим доступа: https://cyberleninka.ru [Дата обращения 04.04.2022]

3. Байбородова, Л. В., Артемьева, Л. Н., Кривунь, М. П. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. – 260 с

4. Всероссийская олимпиада студентов педагогических вузов СФО / статья/ Режим доступа: https://xn--c1akev.xn--p1ai/news/vserossijskaya-olimpiada-studentov-pedagogicheskih-vuzov-sfo/ [Дата обращения 04.05.2022]

5. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Опыт и традиции : коллективная монография / под научн. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. – 339 с.

6. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся Ярославской области [Текст] / И. В. Лобода, Л. В. Байбородова,  М. И. Лавров, В. В. Белкина. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. – 72 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996, 65 с.

8. Литвинов В.Л. А 69 88 занимательных и олимпиадных задач по математике / В.Л. Литвинов. – Самара, 2015. – 43 с.: ил..

9. Мищенко А.Л. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 1992. С.10

10. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. - М.: Академия, 1999.- С. 71

11. Намчук В.П. Дидактические основы допрофессионального образования сельских школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М,. 1993. - 16 с

12. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. – Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с.

13. Педагогическая олимпиада школьников: история, современность, будущее [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Белкиной. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. – 162 с. 

14. Педагогический словарь 2008 г.. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др.)

15. Передовые педагогические практики. Альманах № 6, 2020 / Передовые практики инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга: Сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / Под ред. О. М. Гребенниковой, А. А. Кочетовой, С. А. Писаревой – СПб: «КультИнформПресс», 2020 – 179 с. 

16. Поляков В.А. Профессиональная подготовка // Энциклопедия профессионального образования . - Т. 2. - М., 1999. - С. 309.

17. Письмо Минобразования России от 13.11.2003 №14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении"

18. Письмо Минобразования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 года N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

19. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 "О направлении методических рекомендаций"

20. Программа элективного курса для 10 класса "Олимпиадная математика" / Режим доступа:- https://infourok.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-klassa-olimpiadnaya-matematika-1619328.html [Дата обращения 14.04.2022] 

21. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» (10-11 классы) Режим доступа: https://znanio.ru/media/programma-elektivnogo-kursa-podgotovka-k-ege-po-matematike-10-11-klassy-2533104 [Дата обращения 15.05.2022]

22. Протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн заседания коллегии Минпросвещения России

23. Рабочая программа Элективного курса "Избранные вопросы математики" (10 класс) Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-izbrannye-voprosy-matematiki-10-klass-4472344.html [Дата обращения 06.05.2022]

24. РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / Режим доступа:  http://fgosreestr.ru/[Дата обращения 10.05.2022]

25. Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников им. К.Д. Ушинского 2020/2021 учебный год. / Режим доступа:  https://pedolimp.yspu.org/2021/221/[Дата обращения 24.04.2022]

26. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999.

27. Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. - М.: Просвещение, 1989. С. 387

28. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. - Волгоград, 1994. С. 12

29. Статья «В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОДПИСАНО ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 06.05.2022» Режим доступа:  https://don45.kurganobl.ru/?ELEMENT_ID=5569[Дата обращения 15.05.2022]

30. Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования. - М.: Академия, 2000. - 234 с

31. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года

32. Чистякова С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников: Автореф. дис. … докт. пед. наук. - М., 1987. С. 35.

33. Чупахина Г. Н. Ориентация старшеклассников на выбор  педагогической профессии : автореф. дис…канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1984. 22 с.

34. Успенский В. Б. Теоретико-методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников: автореф. дис. … доктора пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 1999. 69 с.

35. Энциклопедия профессионального образования. - Т. 2. - М., 1999.- С. 272

36. Applegate J. H. Teacher candidate selection: An overview // Journal of Teacher Education. 1987. 2: 2–6.

37. Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England. European Journal of Education. 2009. 44: 421–440.

38. Kemal Y. Motivations for choosing teaching as a career: a perspective of pre-service teachers from a Turkish context / Y. Kemal,  Ş. Esin, K. Ömer, K. Fatih // Asia Pacific Education Review. September 2013. 14: 295–306.

 

При проектировании учебного плана «Психолого-педагогической направленности» различного профиля следует учитывать, что профиль является способом введения обучающихся в педагогическую практику.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей). Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего образования и реализуется через обязательные учебные предметы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через дополнительные учебные предметы и курсы по выбору и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. К курсам по выбору могут относиться факультативные (необязательные для данного уровня образования) и элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ) в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.