Профессиональное самоопределение умственно отсталых старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В данный момент времени перед современным обществом стоит проблема профессионального самоопределения подрастающего поколения. Данная проблема касается и обучающихся с умственной отсталостью. Процент умственно отсталых учащихся, которые работают по полученной профессии в школе, очень мал. Такое положение дел показывает недостаточную эффективность проведения профориентационной работы и трудового обучения.
Актуальность заключается в том, что у детей с умственной отсталостью профессии приобретаются одинаково. Данная проблема обусловлена следующими противоречиями. Дети с умственной отсталостью не обладают реальной самооценкой своих возможностей и не могут сопоставить трудовые функции профессий, их реальные возможности не совпадают.
В нашем стремительно меняющемся мире приоритет профессий сильно меняется из-за развития новых технологий, но для детей с умственной отсталостью по-прежнему существует узкий круг профессий, который связан с простым физическим трудом.
Начиная уже с возраста подростка, дети начинают строить свои планы на жизнь, воображают кем они хотят стать в будущем, и, возможно, уже определяются со своей профессией, по которой они будут работать в будущем. Профессиональное самоопределение занимает не последнюю роль в жизни ребенка подросткового возраста и играет очень значимую роль. При обучении учащихся с умственной отсталостью особое внимание уделяется их трудовой подготовке. Трудовое обучение позволяет решить нужные коррекционные задачи и подготовить учащихся к самостоятельной взрослой жизни. Профориентационная деятельность в школе, как и трудовая подготовка учеников, все также является значимой и важной проблемой. Профессиональная ориентация содержит в себе ряд мероприятий и событий, главной целью которых является помощь и поддержка школьников в профессиональном самоопределении. Важность, а также актуальность данного вида работы заключается в том, что беседы и мероприятия, которые посвящены будущей профессии, необходимо проводить с опорой на индивидуальные физические и психические особенности учеников, с учетом структуры дефекта и в соответствии с профессиональными интересами школьников. Учитель, который проводит профориентационную работу, обязан правильно и грамотно направить обучающихся, помочь сформировать профессиональные интересы в соответствии с требованиями общества и их индивидуальных способностей. Индивидуальный подход к каждому ученику важен и при проведении работы по профориентации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Профессиональное самоопределение: понятие, этапы и уровни развития профессионального самоопределения ……………………………………..стр.6
1.2. Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональной мобильности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью ………………………стр.8
1.3. Пути развития профессионального самоопределения у умственно отсталых учащихся ………………………………………………………………………………..стр.13
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цель, методики и организация констатирующего эксперимента………….......стр.22
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………………..…..стр.27
ГЛАВА III. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ………………………………………………..…стр.33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….......стр.42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Агавелян О.К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы / О.К. Агавелян // Дефектология. - 1974. - № 1. С. 62-67.
2. Акимова О.И. О результатах исследования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Оренбурга во внеурочной деятельности // Вестник Башкирского университета. - 2012. - №1.
3. Акимова О.И. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2.
4. Афанасьева, Р.А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. - 2015. - №6.
5. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников / С.Я. Батышев. - М: Педагогика, 1981. - 192 с.
6. Белова В.А., Белозерова Г.И. Особенности организации профессионального трудового обучения для решения перспективных задач жизнеустройства воспитанников / В.А. Белова, Г.И. Белозерова // Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8-го вида. - Боровичи, 2002. - С. 114-118.
7. Бондарь В.И. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду / В.И. Бондарь, И.Г. Еременко // Дефектология. - 1990. - № 3. - С. 36-42.
8. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В.В. Воронкова. - Москва: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
9. Горева О.М., Андреева Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи: ценностно-мотивационный аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
10. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.- метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск: Удмуртский университет, 2009. - 112с.
11. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. - Москва: Просвещение, 1969. - 216 с.
12. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание молодежи / Н.Н. Дьяченко. - Москва: Высшая школа, 1978. - 216 с.
13. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева. - Москва: Просвещение, 2005. - 272 с.
14. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. - Москва: Просвещение, 1989. -- 192 с.
15. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М: БУК-МАСТЕР, 1993. - 191 с.
16. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - Москва: ВЛАДОС, 2001. -- 208 с.
17. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов средней школы / Е.А. Климов. - Москва: Просвещение, 1990. - 159 с.
18. Климов Е.А. Школа ...а дальше? / Е.А. Климов. - Ленинград: Лениздат, 1971. - 134 с.
19. Коломинский Н.Л. О формировании самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы / Н.Л. Коломинский // Дефектология. - 1972. - № 6. - С. 57-62.
20. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. Москва: Экзамен, 2004. -- 128 с.
21. Кравалис Я.Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе - залог успешной подготовки детей к жизни / Я.Я. Кравалис // Дефектология. - 1976. - № 5. С. 43-47.
22. Кретова Н.А., Вершинин С.И. Факторы профессионального самоопределения личности // Научные исследования в образовании. - 2010. - №12.
23. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. С. 20-30.
24. Кутугина В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях / В.И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1 - С. 51-53.
25. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.Л. Мирский. - Москва: Педагогика, 1990. - 160 с.
26. Мирский С.Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы / С.Л. Мирский // Дефектология. - 1989. - № 3. - С.25-29.
27. Назамбаева Ж.И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательной школы / Ж.И. Назамбаева // Дефектология. - 1978. - № 1. - С. 20-25.
28. Особый человек в храме: помощь людям с нарушениями развития и аутизмом / И. Лунёв, Е. Стребелева, Е. Баенская [и др.]. - Москва: Лепта Книга, 2017. - 288 с.
29. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. - Москва : Просвещение, 1969. - 152 с.
30. Платонова Т.И. Профессиональное становление личности в процессе обучения // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2008. - №6.
31. Плахова Н.А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками / Н.А. Плахова // Дефектология. - 1995. - № 5. - С. 39-44.
32. Попов Ю.И. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью / Ю.И. Попов, И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1995. - № 1. - С. 46- 54.
33. Профессиональная ориентация молодежи / под ред. К.К. Платонова. - М: Высш. шк., 1976. - 114 с.
34. Савин В.В. Трудовая подготовка учащихся школы VIII вида: науч. журн. / Библиотека Киберленинка31. Платонова Т.И. Профессиональное становление личности в процессе обучения // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2008. – №6.
35. Сальцева С.В. Самореализация во внешкольных объединениях как условие профессионального самоопределения учащихся / С.В. Сальцева // Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях.-Кемерово: [б.и.], 1995. - С. 23-32.
36. Толстых А.В. Возрасты жизни / А.В. Толстых.-Москва: Молодая гвардия, 1988. -224 с.
37. Трудоустройство инвалидов с умственной отсталостью / Е.М. Старобина, В.Я. Щебетаха и др. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. - 2004. - № 42.
38. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе / К.М. Турчинская. - Киев: Радянська школа, 1976. - 126 с.
39. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - Москва: Просвещение, 1988. - 207 с.
40. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С.Н. Чистякова.- М: Просвещение, 1983. - 112 с.
41. Щербакова А.М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / А.М. Щербакова // Дефектология. - 1996. - № 4. С. 24-28.
42. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова, Н.В. Москоленко // Дефектология. - 2001. - № 3. С. 19-35.
43. Яковенко М.И. Трудоустройство выпускников вспомогательной школы / М.И. Яковенко // Дефектология. - 1971. - №1. С. 37-39.
Механизм работы этого направления обязан быть тщательно проработан и механизирован. Можно отметить такие направления профориентационной работы, которые нужны при образовании детей, имеющих интеллектуальную недостаточность: Создание кабинета профориентации. Такой кабинет можно использовать как специалистам, так и учителям школы. Однако главную работу по профориентации должен осуществлять социальный педагог. Социальный педагог обязан иметь представления о требованиях, которые просит училище по отношению к ученикам старших классов. Именно по этой причине школа должна иметь контакт с разными колледжами и училищами, которые готовы принять выпускников, у которых наблюдается интеллектуальная недостаточность. Коллективная деятельность школы и колледжа (училища) помогает социальному педагогу правильно направлять учеников, способна развивать профессиональную заинтересованность и любопытство у учащихся, развивать профессиональное самоопределение. Профессиональная консультация обязана осуществляться не только с учениками, которые обучаются в старших классах. Социальный педагог должен взаимодействовать со всеми школьниками, уметь оценивать уровень профессионального самоопределения учеников в разных классах, проводить качественный и количественный анализ. С родителями учеников также необходимо проводить профессиональную консультацию. Помимо проведения консультации с учениками, учитель также обязан давать мотивацию и стремление к профессиональным увлечениями школьников. Воспитательная работа продолжает иметь достаточно большое влияние на профессиональное самоопределение школьников, которые обучаются в старших классах.