Мультипликационные фильмы как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о космосе

Цель исследования: изучить особенности уровень сформированности представлений расширить кругозор о космосе о космосе у детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
133 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день ознакомление детей старшего дошкольного возраста с областью космоса (космического пространства) является важным этапом в процессе формирования представлений об окружающем мире и познавательной активности детей. 
К сожалению, в последнее время в связи с экономическими, социальными, образовательными изменениями в России, с внедрением в нашу жизнь все больше информационных технологий, интерес к космосу был практически утрачен. Большинство дошкольников с трудом могут ответить на такие вопросы как: «На какой планете ты живешь?», «Кто был первым человеком, покорившим космос?», «Сколько планет в солнечной системе?». Именно расширение и углубление знаний детей о космическом пространстве в настоящее время может являться источником обновления знаний обо всем окружающем мире. 
Формирование представлений о космосе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема является предметом обсуждения и исследования многих ученых: И. Куликовской, Р. Чумичовой, В. Анисимовой, Н. Виноградовой, Д. Пятаевой, К. Крутой, А. Каплуновской и других.
Необходимо помнить, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому детям в таком возрасте гораздо проще и понятнее воспринимать и запоминать информацию, которая предоставляется наглядно, лучше всего для этой цели подходят мультипликационные фильмы. 

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2-5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………6-46
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования у старших дошкольников представлений о космосе средствами мультипликации………………..6-28
1.1 Формирование представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста - важная педагогическая проблема………………… 6-12
1.2 Возможности содержания и методов дошкольного образования в расширении кругозора старших дошкольников о космосе………………………………………………………… 12-23
1.3 Особенности ознакомления детей с космосом в процессе просмотра мультфильмов………………………………………23-28
ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста уровня представлений о космосе средствами мультипликации……………………………………………………………...29-47
2.1 Выявление состояния сформированности представлений детей о космосе………………………………………………….29-40
2.2 Методические рекомендации для педагогов и родителей по расширению кругозора детей о космосе………………………41-47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………49-52

Список литературы
1 Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр "Академия", 1999 — 672с.
2 Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.: Просвещение, 1989
3 Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М.: Академия, 2009
4 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999 — 272 с.
5 Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007 – 448 с
6 Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981 – 383 с.
7 Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Культура, 2005 – 240 с.
8 Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика, №1, 2001 – С. 17-24.
9 Бурменская Г. В., Курбатова М. Б. Экспериментально-психологический анализ метода «когнитивного обучения» Ж. Пиаже // Вопросы психологии, № 2, 1983 – С. 113-118.
10.Виноградова Н.А. Дошкольное образование. Словарь терминов. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 400 с
11 Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 2003 - 144 с.
12.Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4 – М., 1984 – 288 с.
13.Выготский Л. С. Возрастная и педагогическая психология. / Сборник статей. — М.: Педагогика, 1991 — С.376-385.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2008 – 671 с.
15.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2006 – 480 с.
16.Гринченко И.С. Игра в теории, обучении и воспитании: учебно- методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002 – С. 110-111.
17 Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003 – 224 с.
18 Додонов Ю.С. Ассимиляция, аккомодация и «недостающее звено» теории Ж.Пиаже. // Образ Российской психологии в регионах страны и в мире. Мат. международного Форума и школы молодых ученых. – М.: ИП РАН, 2006 – С. 198-203.
19.Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983
20.Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Просвещение, 2003 – 310 с.
21.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000 – 183 с.
22.Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. / Сост. и авт. коммент. И. Н. Андреева. – М.: Academia, 2000 – 441 с.
23 Козлова С.А., Куликова Т. А.. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 416 с.
24.Корнев А.И., Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. — СПб, 2001 — 48 с.
25.Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – М.: Феникс, 2002 – 256 с.
26.Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. // Вопросы психологии, 1996, №6. – С. 64-70. Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: 'ГЦ Сфера, 2011 – 96 с.
27 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб.: Союз, 1997 – 256 с.
28 Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка. // Семиотика. – М., 1983 – С. 133-136.
29 Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: Росс. пед. агентство, 1996
30 Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. – М.: Феникс, 2004 – 381 с. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М.: Фаир-пресс, 2004 – 305 с.
31 Филимонова Н.И. Игры для фантазеров: Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. — Мн.: Четыре четверти, 2003
32 Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995 – 189 с.
33 Чуприкова Н.И. О природе феноменов несохранения в задачах Пиаже// Вопросы психологии, №6, 1988 – С. 41-52.
34 Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М : Издательство "Институт практической психологии", 1995 — С. 367-368.
35 Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 – 360 с.

Интернет-источники
36 Астрономия: игры и пособия для ребенка (http://www.intelkot.ru/articles103.html)
37 Астрономия для самых маленьких, развивающий мультфильм (http://video.mail.ru/mail/linnami/157/148.html)
38 Запоминайка Планеты Солнечной системы (http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&v=aYvZq1fvW-8&NR=1)
39 Методические разработки Детский сад №9 г. Муром Детский Сад №9 "Ручеек" (г. Муром) (murom.info)
40 Солнце, звезды, Земля (http://www.youtube.com/watch?v=SG37N-I-1KQ&feature=related)
41 Солнечная система (http://www.youtube.com/watch?v=2jvowh4BhJk&feature=related)
42 Строение вселенной (http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=5woAkPpScmk)
43 http://planetadetstva.net
44 http://www.maam.ru
45 https://nsportal.ru

 

 

 

Руководство и управление осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, Уставом учреждения, Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Данное государственное учреждение общеразвивающего вида. Основная реализуемая программа: «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская). Как выяснилось особого внимания в формирование представлений и систематизации знаний о космосе в программе «От рождения до школы не уделяется». Но направленность и структура программы никак не противоречит введению в образовательную работу с детьми направления по расширению и формированию представлений об астрономических явлениях. Для проведения исследования была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 16 человек.