Креативность личности детей младшего школьного возраста

Цель исследования: выявление и изучение особенностей развития креативности личности в младшем школьном возрасте
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
96 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В условиях быстрого изменения окружающего мира возрастают требования общества к социализирующейся личности, ее гармоничному развитию. Гармоничное развитие личности предполагает адаптацию личности к сложным условиям жизнедеятельности, успешной самореализации в обществе, способности к постижению новых знаний и многообразия окружающего мира, культурных традиций и т.д. 
Важное место в современной психологии отводится проблеме развития креативности как одному из качеств развития и совершенствования личности.  Креативность представляет собой фактор, способствующий установлению гармоничных взаимоотношений в обществе [13].
Актуальность исследования развития креативности младших школьников состоит в том, что в данном возрасте происходит активное развитие творческих способностей и качеств личности, которые являются основными компонентами творческого мышления. Отсюда вытекает задача развития креативности младших школьников, заключающаяся в развитии общей способности к творчеству. Развитие креативности на разных возрастных этапах направлено на реализацию различных факторов, оказывающих влияние на характер учебно-познавательной деятельности: на манеру общения педагога и обучающихся, стиль семейного воспитания и т.д. 
Проблема развития креативности отражена в исследованиях Д. Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, В. С. Юркевич, Е. Е. Туник, с.Д. Смирнова, М. О. Олехнович, И. М Кыштымовой. и других.

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях быстрого изменения окружающего мира возрастают требования общества к социализирующейся личности, ее гармоничному развитию. Гармоничное развитие личности предполагает адаптацию личности к сложным условиям жизнедеятельности, успешной самореализации в обществе, способности к постижению новых знаний и многообразия окружающего мира, культурных традиций и т.д. 

Важное место в современной психологии отводится проблеме развития креативности как одному из качеств развития и совершенствования личности.  Креативность представляет собой фактор, способствующий установлению гармоничных взаимоотношений в обществе [13].

Актуальность исследования развития креативности младших школьников состоит в том, что в данном возрасте происходит активное развитие творческих способностей и качеств личности, которые являются основными компонентами творческого мышления. Отсюда вытекает задача развития креативности младших школьников, заключающаяся в развитии общей способности к творчеству. Развитие креативности на разных возрастных этапах направлено на реализацию различных факторов, оказывающих влияние на характер учебно-познавательной деятельности: на манеру общения педагога и обучающихся, стиль семейного воспитания и т.д. 

Проблема развития креативности отражена в исследованиях Д. Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, В. С. Юркевич, Е. Е. Туник, с.Д. Смирнова, М. О. Олехнович, И. М Кыштымовой. и других.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5

1.1. Креативность личности в исследованиях зарубежных и отечественных психологов 5

1.2. Психологическая сущность креативности личности 8

1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте 11

Выводы по первой главе 18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 19

2.1. Организация и методы исследования креативности в младшем школьном возрасте 19

2.2. Анализ результатов исследования креативности личности и их интерпретация 22

2.3. Рекомендации по развитию креативности в младшем школьном возрасте 25

Выводы по второй главе 27

Заключение 29

Список литературы 31

Список литературы

1. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6–9 лет // Вопросы психологии. 2018. № 3. - С. 55–60.

2. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2018.-167 с. 

3. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2016. – 203 с.

4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.

5. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования /Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2015.-182 с.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 2012. – 368 с.

7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб., 2015. – 304 с.

8. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 2019. № 4.- С.25-26

9. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии. 2015. № 5.- С.18

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

11. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности», Питер; СПб.; 2016.-261 с.

12. Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 2019. № 3. - С. 113–120

13. Кыштымова И. М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. Иркутск, 2014.-243 с.

14. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 2016.-169 с.

15. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. И. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей. Сообщение 1: О психологическом содержании понятия «художественная одаренность» // Новые исследования в психологии. 2018. - № 2. С. 49–53. 

16. Олехнович М. О. Творческий потенциал интеллектуального уровня ребенка // Ананьевские чтения, 2017: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2017.- С. 98–100 

17. Петровский А. В. К вопросу о соотношении воображения и мышления в структуре интеллектуальной деятельности: Материалы III Всесоюзного съезда психологов. 2018.-139 с.

18. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М. : Наука, 2018. - С . 21 -25

19. Психологическая диагностика. Учебное пособие/под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. –М., 2020-316 с..

20. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 2019. № 1. - С. 164–168. 

21. Седова Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды: концепция и механизм развития. – Балашов: БГПИ, 2019. – 102 с.

22. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 2016.-183 с.

23. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Академия, 2014. – 304 с.

24. Солдатова Е. А. Креативность в структуре личности: Автореф. дис. канд. наук. СПб.,2016.-218 с.

25. Соколова И. А. Трудности тестирования креативности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2017. - С. 221. 

26. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии//Вопросы психологии. – 1998., №4.

27. Туник Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты/ Е. Туник. – М.: Чистые пруды, 2016. – 82 с. 

28. Туник Е. Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб., 2018.-69 с.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/ (дата обращения: 22.01.2022).

30. ФГОС НОО Универсальные учебные действия. Карта формирования универсальных учебных действий. 4 класс // Педсовет. URL: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/fgos-noo-universalnyeuchebnye-deystviya-karta-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-3-klass (дата обращения: 22.01.2022).

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги должны придерживаться принципов, систематизированных Л.Б. Ермолаевой-Томиной на основе исследований зарубежных психологов. Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей. Как показали исследования ряда авторов, позиция педагогов по отношению к творческим детям в основном отрицательная. Когда попросили педагогов написать имена детей, которых они предпочитали видеть в классе, то они главным образом перечисляли отличившихся высокоразвитым интеллектом, а не креативностью. Авторы объясняют это тем, что творческие дети часто показывают «превосходство над педагогом» и от них «всегда неизвестно, чего можно ожидать», в то время как дети-интеллектуалы всегда оправдывают ожидания педагогов, адекватно выполняя их требования. Такое отношение со стороны педагога невольно передается и на отношение других детей к креативам. У Дж. Фостера есть специальный вопрос к ученикам, который, по его мнению, наряду с другими может характеризовать косвенно творческую индивидуальность: «Популярен ли ты среди своих соучеников?». Отрицательный ответ на него служит показателем креативности. Поэтому первый призыв к педагогам – изменить свою позицию по отношению к творческим детям, создать для них благоприятную атмосферу, «теплый климат», который способствовал бы расцвету способностей. Для этого педагог прежде всего должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Он также должен помочь ученику понять самого себя и свою креативность и помочь родителям понять их креативных детей.