Моделирование сказки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
Введение
Сoвременный челoвек для сознательного существования в мире, для тoго, чтобы сформировать свое ценностно-смыслoвое пространствo, должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания, чувственно-эмоционального постижения окружающего. И тогда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают определять его отношение к миру [3].
Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Уровень сформированности эмоциональной сферы дошкольника существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, сформированность механизма эмоционального предвосхищения являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..8
1.1 Сущность понятия эмоциональная отзывчивость…………………8
1.2 Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста…..……..……………………………………..16
Глава II. Методические основы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования сказки……………………………………………………………………………..28
2.1 Моделирование сказки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста………………………...28
2.2 Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки……………37
2.3 Картотека сказок, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста………………………...46
Заключение………………………………………………………………..55
Список используемых источников…………….………...………………58
Список используемых источников
1.Андреенко,Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4301/ (дата обращения: 04.02.2022).
2.Анисимова, В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога [Текст] В.П. Анисимова Фундаментальные исследования. 2011 № 8 Ч. 3 С. 496-499.
3.Божович, Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте [Текст] Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008 400 с.
4.Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / Н. Я. Большунова // Вопросы психологии. - 2004 - № 4 - С.13-26.
5.Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» Г.М. Бреслав. 3-е изд., стер.; Гриф МО. М.: Академия, 2007 542 с.
6.Буренина, И. А. Театр всевозможного: От игры до спектакля [Текст]. Выпуск 1 / И.А. Буренина.– СПб. : Музыкальная палитра, 2002 – 114 с.
7.Вайнер,М.Э. Педагогика, профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольника. М.: педагогическое общество России, 2006 -96 с.
8.Вербовская В.С. Особенности развития эмоциональной отзывчивости современного ребѐнка // Омский научный вестник. 2015 №2 (136). С.127-129.
9.Вилюнас, В. Психология эмоций [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003031410 (дата обращения: 25.02.2022).
10.Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с.
11.Вундт, В. Основы физиологической психологии [Текст] / В. Вундт ; пер. под ред. А. А. Крогиуса. – М. : [б. и.], 1984. – 828 с.
12.Выготский Л. С. Психология развития человека [Текст] Л.С. Выготский. М.: Изд. Смысл; Изд. Эксмо, 2004 1136 с.
13.Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018 –№4 - Режим доступа: http://www.children37.narod.ru (дата обращения 15.01.2022).
14.Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практ. Работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
15.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.И.Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997 73 с.
16.Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Под ред.: О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Просвещение, 2016 – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36799697 (дата обращения 10.02.2022).
17.Дорохова И. А., Трифонова Н. Р., Ломакина С. Ю. Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015- Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9201/ (дата обращения: 14.01.2022).
18.Ежова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.: учеб. метод. пособие: в 2 ч. [Текст] Н.С. Ежкова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 127 с.
19.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика»,1998.-138с.
20.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2011 - 240 с.
21.Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / Перев. с англ. СПб. : Питер, 2003 - 464 с.
22.Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Электронный ресурс] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004 - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30769005 (дата обращения 12.12.2021).
23.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. / [Элеrтронный ресурс]– Санкт Петербург, 2016 – Режим доступа: https://bookap.info/edu/ilin_emotsii_i_chuvstva_2001/bypage/ (дата обращения: 12.01.2022).
24.Ионова, Н. В. Сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Ионова, А. В. Ипатова // [Электронный ресурс]- Научно-методический электронный журнал «Концепт» Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/85132.htm (дата обращения: 1.03.2022).
25.Карелина, И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований [Электронный ресурс]- избранные научные статьи/ И.О.Карелина.- Прага, 2017 Режим доступа: http://sociosphera.com/images/Books/Books_2017/razvitie_emocional_noj_sfery.pdf (дата обращения: 10.02.2022).
26.Кольцова, В. А. История психологии в лицах. Персоналии [Текст] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.- сост. Л. А. Карпенко; под общ.ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2005.- 322 с.
27.Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников.-М., 2002.
28.Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев //Психология эмоций: Тесты.- М., 1984.- 214 с.
29.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) [Электронный ресурс] : от 17 октября 2013 г. № 1155
Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»– Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 15.12.2021).
30.Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. 1997 №2. // - Режим доступа : http://www.children37.narod.ru (дата обращения 21.01.2022).
31.Стрелкова, Л. П. Особенности эмоционального развития дошкольников / Л. П. Стрелкова./ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url (дата обращения 5.12.2021).
32.Щетинина, А. М. Методики проявление эмоциональных реакций / А. М. Щетина. – Москва, 2016 – 233 с.
33.Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб.пособие - 4-е изд., стер. / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007 - 384 с.
34.Эльконинова, Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников [Текст] / Л. И. Эльконинова // Мир психологии, 1998 - №3. - С. 42
35.Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. – Минск : 2015. – 704 с
Таким образом, рассмотрев сущность сказки, ее роль в развитии и воспитании детей, можно сделать вывод, что сказка является эффективным средством развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. В сказочной форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.
Основные педагогические приемы работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, беседа, проблемные ситуации; моделирование сказок, проигрывание эпизодов сказки, метод физического действия, выразительные движения, игровая драматизация, игровая психогимнастика, творческие задания и др. Формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные и инновационные. Применение сказки обеспечивает положительные эмоции, развивает способность выражать собственные эмоции.