Формирование нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения
Введение
В современной России остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Сформировать правильно нравственные представления ребенок в одиночку не может. И на протяжении нескольких веков люди пытаются найти способ решить проблему нравственного воспитания, предлагая различные способы и методы. Выдающиеся педагоги признают чтение одним из самых эффективных средств нравственного, эстетического и духовного воспитания личности. Ведь в людях всегда были ценны такие качества, как справедливость, милосердие, доброжелательность, справедливость, уважение к другим людям. Об этих качествах очень часто упоминается в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. [45].
С позиции Ушинского, невозможно формирование гуманистических черт у школьников с помощью упреков, высказываний и наставлений. Прежде всего, детей нужно научить видеть, понимать и разделять горе и радость другого человека. Этот навык должен проявляться по отношению к другому [60, 61].
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных представлений младших школьников. 6
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования нравственных представлений младших школьников. 6
1.2. Особенности нравственных представлений в младшем школьном возрасте. 17
1.3. Педагогический опыт по формированию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения. 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Педагогические условия формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения. 31
2.1. Изучение и учет актуального уровня воспитанности эстетических чувств младших школьников на уроках литературного чтения. 31
2.2. Интеграция литературы с другими видами искусства на уроках литературного чтения. 39
2.3. Включение младших школьников в активные виды деятельности на уроках литературного чтения. 43
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список информационных источников 61
Список информационных источников
1. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 416 с. – Библиогр.: с. 80. – ISBN 5-7695-0657-1. – Текст: непосредственный.
2. Аплетаев, М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: монография / М.Н. Аплетаев. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – 30 с. – ISBN отсутствует – Текст: непосредственный.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский // Литература. – Москва: Просвещение, 2012. – 479 с. – Библиогр.: с. 275-281. – ISBN 5-09-000438-2. – Текст: непосредственный.
4. Берберян, А.С. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания / А.С Берберян, И.Г. Дорошина (ред.). – Москва: Социосфера, 2011. – 176 с. – ISBN 978-5-91990-020-7. – Текст: непосредственный.
5. Богданова, О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / О.С. Богданова, А.И. Каиров (ред). - Москва: Педагогика, 1979. - 192 с. – ISBN 5-09-000782-9. – Текст: непосредственный.
6. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. — Москва: Просвещение, 2013. — 213 c. – ISBN отсутствует – Текст: непосредственный.
7. Богданова, О.С. О нравственном воспитании подростков / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шамшурина. – Москва: 1979. – 111 с. – ISBN отсутствует – Текст: непосредственный.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 218 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст: непосредственный.
9. Бондаревская, Е.В. Формирование нравственного сознания старшего школьника: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Евгения Васильевна Бондаревская; Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербурге: «Дрофа», 1980. — 218 с.: Библиогр.: с. 104-115. – Текст: непосредственный.
10. Бунеев, Р.Н. По дороге к азбуке. Лесные истории / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – Москва: Баласс, 2012. –16 с. – ISBN 978-5-85939-533-0. – Текст: непосредственный.
11. Вавилова, И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Ирина Николаевна Вавилова; Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.: Библиогр.: с. 10-23. – Текст: непосредственный.
12. Выготский Л.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. Москва: Педагогика, 1991. – 480 с. – Библиогр.: с. 287-304. – ISBN 5-7155-0358-2. – Текст: непосредственный.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 2020. – с.203. – Библиогр.: с. 50-78. – ISBN 978-5-6043828-4-4. – Текст: непосредственный.
14. Выготский, Л.С. Словарь Л.С. Выготского / Л.С. Выготский. – 2013. – 128 с. – Библиогр.: с. 91. – ISBN 978-5-89357-326-8. – Текст: непосредственный.
15. Германова, В.А. Педагогические условия нравственного воспитания / В.А. Германова. – Текст: непосредственный // Начальная школа: До и После. – 2015. – №2. – С. 29-32.
16. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. – Москва: Линка-Пресс, 2009. – 176 с. – Библиогр.: с. 63. – ISBN 5-8252-0032-0. – Текст: непосредственный.
17. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. – Ленинград: Наука, 1967. – 320 с. – Библиогр.: с. 318. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
18. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система / Д.Я. Данилюк. – Текст: непосредственный // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.
19. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – Москва: Гуманитарное издание центр «ВЛАДОС», 1999. – 400 с. – Библиогр.: с. 263-279. – ISBN 978-5-691-01546-5. – Текст: непосредственный.
20. Евгеньева А. П. Малый академический словарь / Ред.: А.П. Евгеньева. – Москва. 1957—1960. – 1268 с. – (АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Русский язык, 1981—1984.). – Библиогр.: с. 463. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
21. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова // Словарь. – Москва: Русский язык, 2000г. – 1222 с. – Библиогр.: с. 421. – ISBN 5-200-02800-0. – Текст: непосредственный.
22. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу / О. А. Иванова. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с. – Библиогр.: с. 7. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
23. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каиров. – Москва: - 2006. – 320 с. – Библиогр.: с. 201. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
24. Каргополова Т.М. Развитие музыкальных способностей у учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения фольклора: диссертация кандидата педагогических наук / Таисия Михайловна Каргополова; Московкий государственный университет культуры искусств. – Москва, 2014. – 210 с. – Библиогр.: с. 68. – Текст: непосредственный.
25. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 2001. – 180 с. – Библиогр.: с. 46-79. – ISBN 5-87474-011-2. – Текст: непосредственный.
26. Коваленко, Ж. В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» / Ж. В. Коваленко. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2000. – № 10. – С. 15-55.
27. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. – Библиогр.: с. 98. – ISBN 5-7695-2145-7– Текст: непосредственный.
28. Козлова О.В. Интегративная технология обучения взрослых иностранному языку / О.В. Козлова. – Текст: непосредственный // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 8. - С. 52–53.
29. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 25–27.
30. Колычева Г.Ю. Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников / Г.Ю. Колычева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. 2014. - №6. – С. 32-34.
31. Коротов, В. М. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / В. М. Коротов, Г. Н. Волков. – Москва: Академия, 2009. – 168 с. – Библиогр.: с. 66. – ISBN 5-7695-0413-7. – Текст: непосредственный.
32. Кукушин, В.С. Педагогические технологии / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: МарТ, - 2002. – 320 с. – Библиогр.: с. 19. – ISBN 5-241-00145-X. – Текст: непосредственный.
33. Курамлева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курамлева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2014. - №11. – С. 55-59.
34. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - Москва: Знание, 1977. - 63 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология". № 7). – Библиогр.: с. 47-58. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
35. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной конструкции / Д.А. Леонтьев. – Текст: непосредственный // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С. 16-21.
36. Лихачева, Б.Т. Воспитание и этика / Б. Т. Лихачева. – Текст: непосредственный // Педагогика. - 2010. - №3. - С.108-115.
37. Макаренко, А. С. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования / А. С. Макаренко. – Текст: непосредственный // Литература. – 2012. - №1. – С. 19-24.
38. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – Москва: Педагогика, 1985. – 368 с. – Библиогр.: с. 103. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
39. Мельникова, Н.В. Психология нравственности. Учебное пособие для студентов факультетлв педагогики и психологии / Н.В. Мельникова, О.В. Коновалова. – Шадринск: Издательство П О «Исеть», 2004. – 158 с. – Библиогр.: с. 124-140. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
40. Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо / Н.Н. Мулярчик. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2011. - №10. - С.8-10.
41. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – Москва: «Книга», 1972. – 152 с. – Библиогр.: с.33-64. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
42. Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольников / Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова. - Санкт-Петербург: Амалтея, 2008. – 109 с. – Библиогр.: с. 85-94. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
43. Ожегов, С. И. Словарь русского языка Ожегова Сергея Ивановича / С. И. Ожегов. – Москва: Мир и образование, 2019. – 1376 с. – Библиогр.: с. 444. – ISBN 978-5-94666-657-2. – Текст: непосредственный.
44. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка, 2 издательство / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва: Оникс, 1995. – 736 с. – Библиогр.: с. 345. – ISBN 978-5-488-01619-4. – Текст: непосредственный.
45. Песталоцци, И. Г. О нравственном воспитании школьников / И. Г. Песталоцци. – Текст: непосредственный // Литература. – 2017. – №3. – С. 22-36.
46. Плотников, В.И. Ценностный мир человека и его судьба / В.И. Плотников. – Текст: непосредственный // Двадцать лекций по философии. – Екатеренбург, 1999. - №1. – С. 194.
Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры-драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.
Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения. Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков литературного чтения.