Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

Целью работы является исследование культурологической составляющей школьного курса истории и вопросов ее изучения
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
101 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность. Еще в 1987 году Г.Р. Косова в книге «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7‒10 классы» писала о том, что в деле формирования всесторонне развитой и общественно активной личности очень важна роль школы; истории же как школьному предмету автор придавала особое значение, утверждая: культура есть компонент общественно-экономических отношений, проявления культуры рассматриваются на школьных уроках истории в их взаимосвязи, развитии и обусловленности [33]. В то же время Г.Р. Косова отмечала, что разный по содержанию материал из истории культуры требует разной методической подачи, ибо воспитательная и образовательная роль его также различна. Кардинальные изменения, произошедшие за три последних десятилетия в нашей стране во всех областях жизни нашего народа, затронули не только материальную, но и духовную сферу общества и, естественно, отразились на школьном обучении и воспитании, и прежде всего на школьном предмете мировой и родной истории. Новый Федеральный государственный стандарт основного образования и Федеральный государственный стандарт среднего образования предполагают, что ученики на уроках истории одновременно с овладением базовыми историческими знаниями должны приобрести опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений и современных глобальных процессов [1]. Историко-культурный стандарт особое место отводит освоению отечественной истории и культуры, выявлению взаимовлияния культур разных народов Российского государства на всех ступенях его развития [2]. Темой диссертации М.А. Шабельниковой стали «Вопросы русской культуры в школьных учебниках XX ‒ начала XXΙ столетия» [43], во введении к автореферату которой было указано, что на рубеже XXΙ века вопрос о преемственности отечественного культурно-исторического процесса встал особенно остро. Н.В. Камардина и А.Т. Джайлообаева в статье «Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе (из опыта работы)», опубликованной в 2017 году в журнале «Педагогика» [28], пишут о тех проблемах, с которыми сталкиваются учителя при осуществлении обозначенных задач: 1) «учебники истории не претерпели значительных изменений»; 2) «большая часть учебного времени посвящается вопросам внутренней и внешней политики, малая часть ‒ на изучение вопросов культурологических; при этом значительная часть заданий ОГЭ и ЕГЭ на высоком уровне знания по культуре всего периода Отечественной истории»; 3) учащиеся часто запоминают информацию неосмысленно, так что теория культуры фактически не осваивается.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Место вопросов культуры в школьном курсе истории . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Анализ педагогической и научно-методической литературы по теме изучения культуры на школьных уроках истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8
1.2 Анализ школьных учебников истории на предмет представленности в них культурологической составляющей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2 Методические аспекты изучения вопросов культуры в школьном курсе истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .18
2.1 Концептуальные подходы к изучению вопросов культуры в школе . . . . 218
2.2 Изучение вопросов культуры на уроках истории: методические рекомендации и методические приемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.3. Авторские приемы освоения культуры (опыт студенческой практики). .26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36‒40

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Государственные образовательные стандарты // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.standart.edu.ru/ (дата обращения 07.05.2022).

2. Историко-культурный стандарт. // Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.standart.edu.ru/9010 (дата обращения 07.05.2022).

3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] // История.РФ. URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii), (дата обращения: 15.05.2022)

Учебная литература

4. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М: Просвещение, 2015.

5. Вигасин, А.А. Соколова Л.А., Артемов В.В. История Древнего мира. 5 класс. Тетрадь для проектов и творческих работ. М.: Просвещение, 2017.

6. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. Учебник. – М.: Интерпракс, 1995.

7. Данилов А.А., Косулина Л.Г., М.Ю. Бранд. История России. XΙX век. 8 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2009. 384 с.

8. Данилов А.А., Косулина Л.Г., М.Ю. Бранд. История России. XX ‒ начало XXΙ века. 9 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2009. 396 с.

9. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016.

10. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016; История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016.

11. Левандовский А.А., Мироненко С.В., Щетинов Ю.А. История России: ХХ ‒ начало ХХΙ в.: Учебник для 11 класса общеобраз. учреждений. М.: Просвещение, 2010.

12. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с древнейших времен до конца ХΙХ века. В 2-х частях. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учр-ний; профильный уровень. М.: Просвещение, 2012.

13. Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца ХΙХ века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. орг-ций; базовый уровень. М.: ООО «Русское слово», 2014.

14. Шестаков В.А. История России ХХ ‒ начала ХХΙ века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учр-ний; профильный уровень. М.: Просвещение, 2012.

Источники

15. Гомер. Илиада / Перевод В. Вересаева. М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1949. 552 с.

16. Иностранные слова и выражения, употребляемые в литературе // Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954. С. 841‒853.

17. Клодтъ Эдуардъ. Эволюцiя человѣчества въ письменахъ. Исторiя алфавита / Перевод съ англiйскаго А.А. Николаева. Под редакцiей В.В. Битнера. С.-Петербургъ: Издательство «Вѣстникъ Знанiя», 1908.

18. Лонгфелло Генри. Песнь о Гайавате // Лонгфелло Генри. Песнь о Гайавате. Уитмен Уолт. Стихотворения и поэмы. Дикинсон Эмили. Стихотворения. Перевод с английского (Библиотека всемирной литературы). М.: Издательство «Художественная литература», 1976. С. 23‒164. 

19. Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира и Средних веков. Пособие для учителей V ‒ VΙ классов / Составили А.Д. Рогов и Г.М. Линко. М.: Издательство «Просвещение», 1967.

Научная литература

20. Акилаева З.М. Изучение вопросов культуры на уроках истории в старших классах // infourok.ru>user>akilaeva-zuhra (дата обращения 30.05.2022).

21. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Вопросы культуры в школьном курсе истории (VΙΙΙ ‒Х классы). М.: Учпедгиз, 1959.

22. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М., 2003. 

23. Вяземский Е.Е., Стрелова Д.Ю. и др. Историческое образование в современной России. М.: 1997.

24. Грамозда В.Г. Альтернативы в истории // Преподавание истории в школе. 1991. № 5.

25. Гугкаева И.Т. Метод проектов как педагогическая технология// Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С.144–146. 

26. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе. М.: 1978.

27. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т общего и политехнич. образования. М.: Просвещение, 1966, 438 с.

28. Камардина Н.В., Джайлообаева Т.А. Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе (из опыта работы) // Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки», 2017, № 1 (29). С. 91‒94.

29. Каукина Р.Н., Якунчева М.Г., Волгушева Е.Н. Особенности изучения вопросов культуры в школьном курсе «История и культура Мордовского края» // Перспективы науки, № 1 (124), 2020. С. 146‒150.

30. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М.: 2000.

31. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 2010. № 5. С. 3‒7.

32. Корякина К. А. Методические приемы изучения вопросов культуры в школе». Сетевое издание «Солнечный свет», Красноярск. solncesvet.ru

33. Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7‒10 кл. М.: Просвещение, 1987, 256 с.

34. Лапшина Л.Н. Изучение русской культуры и быта на уроках истории через организацию исследовательской деятельности учащихся» // dlyapedagoga>publik>publ?id (дата обращения 30.05.2022).

35. Линденберг К. Обучение истории. Пер. с немецкого [с предисл. Н.Н. Трухиной]. М.: Парсифаль: Рус. слово, 1997, 189 с.

36. Локтионова А.С. Концептуальные подходы к изучению истории культуры в школе // Евразийский научный журнал. 2017. № 2.

37. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V ‒ VΙ классах / Под ред. Ф.П. Коровкина и Н. И. Запорожец; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР. М.: Просвещение, 1970, 400 с.

38. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005. 

39. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008. 

40. Ратникова Д.В., Старцева Ю.К. Методические аспекты изучения вопросов культуры на уроках истории // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. № 1 )34), 2018. С. 60‒62.

41. Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе. 2007. № 7. С. 24‒28.

42. Татаркина А.Р. Проблема изучения повседневности в школьном курсе истории // Сборники конференций Научно-издательского центра «Социосфера», № 30, 2020. С. 5‒8.

43. Шабельникова М.А. Вопросы русской культуры в школьных учебниках XX ‒ начала XXΙ столетия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 2007.

44. Шляпина, А.А., Ворошилова Н.В. Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе // Школьная педагогика. 2018. № 2 (12). С. 16‒19.

45.   Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. М.: ФЛИНТА, 2014. 

В первой главе под названием «Место вопросов культуры в школьном курсе истории» нами была проанализирована педагогическая и научно-методическая литература по теме, а также были проанализированы школьные учебники истории на предмет представленности в них культурологической составляющей. Во второй главе «Методические аспекты изучения вопросов культуры в школьном курсе истории» нами были проанализированы концептуальные подходы к этой проблеме, а также рассмотрены методические рекомендации и методические приемы для эффективного усвоения вопросов культуры на школьных занятиях по истории. Нами были сделаны следующие выводы.
Понятие «культура» многозначно и используется в различных областях жизни, творчества и познания. В исторической науке выделяют эпохи первобытной, античной, средневековой культуры, культуры Возрождения и Просвещения, культуры Нового и Новейшего времени. Как специфические формы культурного проявления различают физическую, производственную, экономическую, правовую, политическую, религиозную и бытовую культуру.
Многие методисты ставили и решали на страницах своих исследований и в своей практической работе вопрос школьного освоения культуры на занятиях по истории. Стоит вспомнить В.Я. Шульгина, в учебниках которого преимущество было дано культурной истории перед внешними событиями; Б.А. Влахопулова, который предложил концентрический принцип, принимающий во внимание особенности интересов учащихся (мальчики ‒ войны, девочки ‒ описание культурной жизни); М.В. Короткову, книги которой были написаны на основе междисциплинарного подхода. Разные исследователи отмечают: и авторы учебников, и учителя обычно нагромождают сведения по культуре; в связи с чем ключевым видится необходимость постановки реалистичной задачи ‒ через изучение базовых произведений постараться понять прошлое.