Педагогические принципы работы педагога-музыканта с подростками
Введение
Актуальность темы исследования. В современных реалиях все большее значение справедливо приобретает музыкальное образование. Родители нацелены на всестороннее развитие своих детей и, пожалуй, самым популярным видом внешкольной деятельности являются музыкальные занятия в «кружках», домах творчества, центрах дополнительной внеклассной или в специализированных студиях и школах. Музыка обогащает духовно и развивает человека намного сильнее, чем любой другой вид деятельности. Музыкальная система биологична и органична любому живому существу: это в первую очередь обусловлено укладом нашего сознания, так как основные процессы мы воспринимаем преимущественно через звук, колебания и волновую частотность. Многие деятели науки, занимающиеся вопросами влияния музыки на нашу психологическую составляющую, отмечают, что музыка каким-то образом уже была изначально заложена и скрыта внутри нашего бессознательного. Чтобы извлечь эту природную музыкальность из глубинного сознания человека и грамотно раскрыть весь его творческий потенциал, необходимо обладать специальными знаниями о наиболее эффективных формах организации и принципах музыкального обучения и воспитания, формирования творческих умений, практических навыков и музыкального опыта. Особенно важна опора на педагогику и психологию при работе с детьми-подростками, потому как ввиду своих возрастных особенностей, педагогические принципы обучения и воспитания их стремительно развивающейся личности будут уже намного более сложными для осознания и реализации, нежели методы работы с детьми младшего возраста.
Содержание
Введение….……………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы принципов музыкально-педагогической работы…………………………………………………5
1.1. Сущность понятий «музыкальная педагогика» и «музыкально-педагогический процесс»……………………………….5
1.2. Моделирование личностно-профессионального портрета педагога-музыканта……………………………….................................10
Выводы по I главе …………………………………………………..15
Глава II. Методика применения педагогических принципов в работе педагога-музыканта……………………………………...16
2.1. Возрастные изменения и психологические особенности ребенка в подростковый период ………………………………………16
2.2. Психолого-педагогические принципы работы педагога-музыканта с подростками……………………………………………...20
Выводы по II главе……………………………………………………..26
Заключение...……………………………………………………..28
Список литературы ….........................................................................30
Список используемой литературы
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: «Академия», 2004.
2. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты XXI век, 2004.
3. Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства. Художественное творчество и психология. Под ред. А.Я.Зися, М.Г.Яропгевского / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1991.
4. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: «Владос», 2007.
5. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды т.1. / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985.
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005.
8. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А.Г. Асмолов, Н.А. Пастернак. – М., 2019.
9. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания / П.В. Халабузарь, В.С. Попов. – Учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. – СПб, 2000.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
11. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М., 1986.
12. Аверин В. А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин – Учеб. пособие, 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
13. Выготский Л.С. Педология подростка, психологическое и социальное развитие ребенка / Л.С. Выготский. – Детская психология. Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
14. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1985.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983
16. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин. – Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
17. Натансон В. Вопросы музыкальной педагогики / В. Натансон, Л. Рощина. – Москва, 1984 г.
18. Копылова А. Психология музыкальной деятельности / А. Копылова. – Под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2004.
19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000.
20. Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики / Л.В. Шамина. –Учебное пособие. – ФГОУ ВПО, РАМ им. Гнесиных. – М.: Графика, 2010.
21. Мешко Н.К. Искусство народного пения / Н.К. Мешко. – Практическое педагогическое руководство и методика обучения искусству народного пения – Архангельск: Правда Севера, 2007.
В организации любого учебного процесса следует исходить из необходимости воздействовать на все стороны личности учащегося, особенно если речь идет о такой сложной конструкции, как подросток. Об этом говорит закон целостности и единства педагогического процесса. Это специальная организация содержания обучения, основанная на единстве обучения, воспитания и развития. Признанное в общей педагогике, это единство имеет важное значение и для музыкального воспитания. Как было выяснено нами ранее, наиболее подходящей для музыкального образования является гуманистическая парадигма. Гуманистический подход к образованию основывается на принципе равенства преподавателя и ученика. Образовательный процесс - их совместная деятельность, диалог с целью образования и воспитания. В традиционной же, авторитарной парадигме опора идёт на принцип субординации, в котором между взрослым и ребёнком лежит непреодолимая пропасть. Гуманистическая педагогика, разумеется, предполагает наличие некоей субординации, но в её системе эта субординация не создаёт препятствия для коммуникации между взрослым и подростком, а, скорее, является прямым следствием взаимного уважения обеих сторон друг к другу, что является крайне важной деталью в работе с нестабильной формирующейся личностью подростка.