Дидактические игры в коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Рост количества детей с различными речевыми отклонениями является одной из важных проблем современности. Нарушение фонематических процессов (в том числе – и фонематического восприятия) являются весьма распространенными нарушениями звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи описывается как неполноценное развитие звукового аспекта речи, которое имеет как фонетические, так и фонематические дефекты. Ведущим показателем нарушения фонематического восприятия является незаконченное развитие звукопроизношения, понимания фонем, схожих по акустическим и артикуляционным параметрам. Нарушение фонематического восприятия представляется серьезной помехой в овладении чтением и письменностью, из-за чего возникает угроза формирования дислексии и дисграфии у дошкольников старшего возраста.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников7
1.1Понятие и развитие фонематического восприятия в онтогенезе7
1.2 Особенности нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников13
1.3 Методические подходы использования дидактических игр в коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников17
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников28
2.1. Организация и результаты исследования28
2.2 Комплекс дидактических игр по коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников и его апробация...37
2.3 Анализ эффективности применения комплекса дидактических игр по коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ51
ПРИЛОЖЕНИЕ А62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б64
ПРИЛОЖЕНИЕ В66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агаева И. Б., Валевич А. С. Сравнительное изучение сформированности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-77. – С. 13-17.
Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. – 2017. – № 2. – С. 38-43.
Беккер К.П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем / К.П. Беккер, М. Совак. – М. : Медицина, 2019. – 288 с.
Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов процессе восприятия и усвоения устной речи // Режим доступа: [https://studfile.net/preview/5188274/] – 2016. – Загл. с экрана.
Богаткова А. К., Медведева Е. Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. – С. 37-40.
Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2015. – № 1. – C. 111-120.
Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. – № 1. – С. 41-46.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов / Моск. психолого-социальный ин-т; 2 изд. – М.: Флинта, 2016. – 151 с.
Букатов В.М. Секреты дидактических игр: психология. Методика. Дисциплина / В.М. Букатов. – СПб.: Речь, 2020. – 253 с.
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – М. : Лабиринт, 2011. – 144 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь: сборник // Режим доступа: [https://vk.com/wall-42020877_4754] – 2020. – Загл. с экрана.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи // Режим доступа: [https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/10/11/ontogenez-razvitiya-rechi] – 2018. – Загл. с экрана.
9. Глухо
Вывод по главе 1
Изучив научную литературу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы.
Фонематическое восприятие – это умственные действия, направленные на различение и дифференциацию фонем. Его формирование происходит продолжительно, с привлечением многих функций и операций. С 6 до 7 месяцев у детей развивается их способность воспринимать звучащую вокруг них речь. При нормальном онтогенезе у ребёнка до двухлетнего возраста слух фонематический развивается на достаточном уровне. С возраста 2,5 года до возраста 3,5 года или 4 лет у детей формируется фонематическое представление, что отвечает собственному звукопроизношению, а с 4 - 5 лет ребенок различает все звуки речи, не только на слух, но и в произношении