Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя
ВВЕДЕНИЕ
Oднoй из глaвных зaдaч, стoящих пeрeд обрaзовaтельной оргaнизацией, является обеспечение непрерывногo oбразования педaгoгических кaдров, их профессионального и твoрческогo рoста. Повышение профессионального мастерства педaгогa осущeствляется чeрез рабoту пo сaмоoбразованию, рaботу в мeтoдических объeдинениях, сeминaры, вeбинары, педсoветы, на которых прoисходит oбмен опытом мeжду пeдагогичeскими рaботникaми.
Эффективное образование сегодня — это развитие у обучающихся новых способов мышления и деятельности. В связи с этим возрастает потребность в преподавателе, который способен обогащать и изменять содержание и формы своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений науки и нового педагогического опыта.
Сегодня преподаватель должен изо дня в день работать над собой, совершенствоваться во всех направлениях деятельности, повышать свою педагогическую квалификацию, профессиональный уровень, быть мобильным, идти в ногу со временем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕХА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание педагога 6
1.2. Психологические особенности личности педагога 9
1.3. Самообразование в педагогической деятельности 13
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
2.1. Основные формы самообразования преподавателя 17
2.2 Основные этапы организации самообразования учителя 20
2.3. Результаты и продуктивность самообразования 23
Выводы по 2 главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
ЛИТЕРАТУРА
Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2003. -162 c.
Вишневская, Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Вишневская, Г. В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2009.-156 с.
Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего // Управление персоналом. 2001. № 4.- 32- 34 с.
Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015.- 113 с.
Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.: Педагогика, 1990. - 104 с.
Пахомова, Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта /Е.М Пахомова//Методист.-2005.-№2. – 3 с.
Пахомова, Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учеб.-метод. пособие / Е.М. Пахомова, Л.Н. Дуганова.- М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.,2003.- 15 с.
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 223 с.
Применение современных технологий в педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова // Дополнит. Образование. — 2004.- № 1.- с. 27-29.
Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/ Е.Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2014.- 173 с.
Сабирова, Г.Б. Значение самообразования / Г. Б. Сабирова // Специалист.—2004.—№9. - с. 39-45.
Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2014. – 103 с.
Сарбалаева, А. Д. Особенности успешности педагогической деятельности / А. Д. Сарбалаев
Именно педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение педагога, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к обучающемуся.
Важным профессиональным качеством педагога является его стрессоустойчивость. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. В отечественных исследованиях в перечень стрессовых реакций учителей включается до 14 различных проявлений. Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально значимое качество личности учителя.
Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога.