Особенности логопедической работы по преодолению заикания у детей младшего школьного возраста
Введение
Определённое место среди речевых расстройств занимает заикание, которое реализуется запинками, невозможностью свободно, без напряжения высказаться. Заикание появляется у детей раннего возраста в период весьма активного формирования их речи и индивидуальности и в последующем способствует развитию многих личностных характеристик ребенка, чем осложняет его социальную адаптацию.
Под заиканием следует понимать нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов, а также нередкими остановками или же нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. В отечественной логопедической литературе наибольшей известностью пользуется такое определение заикания, как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».
На рубеже 19-20 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи.
Содержание
Введение.
1.Теоретический аспект проблемы ……………………………………………..6
1.2 Различные взгляды ученых на проблему заикания ………………………..6
1.3 Современные подходы к проблеме заикания. …………………………….11
2. Экспериментальное исследование диагностики заикания у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...13
2.1 Организация и методы исследования………………………………………13
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………..16
2.3 Методические требования к работе по коррекции заикания на логопедических занятиях ……………………………………………………….25
2.4 Наглядность и технические средства обучения…………………………...32
2.5 Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий……………………………………………………………………………34
2.6 Профилактика заикания …………………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………44
Список использованной литературы
Арутюнян Л.З. Как лечить заикание (Методика устойчивой нормализации речи), Москва, 1993. 1.
Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 1977.- 96 с.
Визель Т.Г. коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей. (сб. Диагностика и коррекция речевых нарушений. С-Пб.,1997.
Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 1974
Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. // Схема обследования детей с заиканием. - СПб. «Детство-Пресс», 2003
Выготская И.Г, Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда. - Москва: Просвещение, 1993. - 223 с.
Заикание / под редакцией Н.А.Власовой, К.П.Беккера - Москва, 1983 г.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - Москва, 1994 г. Логопедия / под редакцией Л. С. Волковой. - Москва, 1989 г.
Логопедическая работа в специальном детском саду. // Заикание у дошкольников. / Чевелева Н. А., Филичева Т. Б. - М. «Просвещение», 1987.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Заикание и логоневроз диагностика и лечение. // Исправление речи при заикании: лечение или обучение? - СПб. «Сотис», 2000
Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. - Л. «Медицина», 1988.
Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной - Москва, 1968 г.
Расстройства речи у детей и подростков / под редакцией С.С.Ляпидевского - Москва, 1969 г.
Селивёрстов В.И. Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - Издание 3-е - Москва 1994 г.
Селивёрстов В.И. Заикание у детей. - Москва, 1979 г.
Хватцев М.Е. Логопедия. - Москва, 1969 г.
Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. - Москва, 1969.
Большинство родителей отмечает влияние испуга на ребёнка в сочетании с ранним и бурным речевым развитием, поздним речевым развитием с быстрым становлением фразовой речи, появлением младшего ребёнка в семье. 50% родителей затруднились назвать возможную причину заикания ребенка.
Изменения в поведении ребенка заметили 38% опрошенных родителей, так с возникновением заикания ребёнок стал более раздражительным, плаксивым, агрессивным, стал общаться более избирательно. 62 % родителей никаких изменений в поведении ребёнка в связи с возникновением у него заикания не заметили.
Исходя из данных медико-педагогической документации отклонения в общем анамнезе имеют все обследуемые дети (нарушения во время беременности, во время родов, тяжелые заболевания); в речевом анамнезе нарушения наблюдались у 50 % детей (задержка первых слов, фраз).