Использование кейс-метода при организации занятий по математике и информатике в системе дополнительного образования детей
ВВЕДЕНИЕ
Часто школьники сталкиваются с непониманием того, как практически могут быть применены знания, полученные в школе. Действительно, большинство упражнений в школьных учебниках сформулированы без связи с реальными случаями. Решить эту проблему способна система дополнительного образования детей. Посещая учреждения дополнительного образования, учащиеся применяют полученные в школе знания на практике и расширяют их. На таких занятиях осуществляется работа с реальными артефактами. Школьники примеряют на себя роли программистов, инженеров, менеджеров и др.
Дополнительное образование детей направлено на обеспечение комфортных условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческой самореализации [2; 3]. Достижение этих результатов возможно лишь с широким применением в процессе обучения активных и интерактивных методов обучения.
Один из наиболее эффективных интерактивных методов зародился в конце девятнадцатого века в Гарвардской школе бизнеса. Декан университета Христофор Колумб Лэнгделл стал использовать инновационный метод обучения, суть которого заключалась в предложении студентам на рассмотрение реальных дел из судебной практики. В результате анализа этих ситуаций учащиеся должны были сделать собственное заключение. Метод анализа конкретных ситуаций получил название case-study (или кейс-метод). В дальнейшем кейс-метод приобрёл популярность во всём мире. В отечественном образовании вклад в развитие метода вложили Г. А. Брянский,
Ю. Ю. Екатеринославский, О. В. Козлова и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Теоретические аспекты кейс-метода в процессе обучения математике и информатике 6
1.1. Исторические сведения о становлении кейс-метода 6
1.2. Сущность понятий «кейс» и «кейс-метод» 8
1.3. Методические аспекты разработки кейсов по математике и информатике в системе дополнительного образования 19
II. Разработка кейсов для занятий по математике и информатике в системе дополнительного образования детей 26
2.1. Учебные кейсы по математике и информатике в системе дополнительного образования 26
2.2. Кейс-чемпионат, как метод контроля в системе дополнительного образования детей 47
2.3. Экспертная оценка разработанных материалов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. Т. 4. С. 217–241.
2. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 2–6.
3. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. М.: Диалог культур, 2007.
4. Ваганова О.И. Метод кейсов в профессиональном обучении: Учебно-методическое пособие / Ваганова О.И. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. 57 с.
5. Варданян М. Р., Палихова Н. А., Черкасова И. И., Яркова Т. А. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study. Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. – 188 с.
6. Высшая школа экономики. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/ (Дата обращения: 15.03.2022).
7. Гладких И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Вып. 2 (№ 16) – 2005.
8. Гузеев, В. В. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] /В. В. Гузеев, Е. С. Полат. - Режим доступа: http:/www.twirpx.com/file/ 175777/
9. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011.
10. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. – 2010. – № 4. – С. 22-23.
11. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения Интернет ресурс: http://pycode.ru/2012/05/case-study/ (Дата обращения 13.03.2022).
12. Дурноглазов Е.Е., Мордвинова Е.В. Использование кейс-технологии на уроках информатики для развития самостоятельной деятельности обучающихся // Педагогический поиск. – 2018. – № 2. – С. 17–19.
13. Золотарева А.В., Куличкина М.А., Синицын И.С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 61–74.
14. Как самостоятельно придумать и создать логотип. [Электронный ресурс] URL: https://www.unisender.com/ru/blog/sovety/kak-pridumat-logotip/ (Дата обращения 15.05.2022).
15. Карта сети детских технопарков «Кванториум». [Электронный ресурс] URL: https://roskvantorium.ru/ (Дата обращения 29.05.2022).
16. Кейс-метод в дополнительном образовании детей. Методический конструктор / под общ. ред. Е.А. Ворониной. – ГБУ ДО ДДТ «Союз. 2019. ¬¬¬¬¬–52 с.
17. Козырева Л. Д. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. М.: Просвещение, 2005. 106 с.
18. Лицей академии Яндекса. [Электронный ресурс] URL: https://academy.yandex.ru/lyceum/ (Дата обращения 29.05.2022).
19. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. — 443 с.
20. Махотин Д. А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология [Электронный ресурс]/ Д. А. Махотин // Вестник РМАТ – 2014. – №1 – Режим доступа: http:/cyberleninka.ru/
21. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Маркетинг. 1999. № 5. С. 113-120; № 6. С. 117-123.
22. Павельева, Н. Кейс-метод в профессиональном образовании // Кампания. №43. 2008. С. 33-42.
23. Простой Telegram-бот на Python за 30 минут / Хабр. [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/ru/post/442800/ (Дата обращения 3.06.2022)
24. Российская электронная школа. [Электронный ресурс] URL: https://resh.edu.ru/ (Дата обращения 15.05.2022).
25. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.- 94с.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
27. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 113 с.
28. Стрекалова, Н. Д. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство [Текст] / Н.Д. Стрекалова, В.Г. Беляков .: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — СанктПетербург, 2013. — 80 c.
29. Сурмин, Ю. П. Ситуационный анализ или Анатомия Кейс-метода Текст / под ред. Ю. П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.
Визитка команд является организационным этапом, для того чтобы сохранить структуру соревнования. Она побуждает проявить учащихся творческие способности уже на начальной стадии мероприятия. Визитка состоит из: названия команды; представления участников команды и объявления их ролей в коллективе; демонстрации какой-либо отличительной особенности (на усмотрение учащихся).
Процесс решения кейсов происходит самостоятельно. Преподаватель – организатор мероприятия. При решении кейсов учащиеся используют накопленные в процессе прохождения курса практические навыки. Учащиеся вправе использовать дополнительные источники информации для решения возникающих проблем.
Этап решение кейсов самый продолжительный в структуре кейс чемпионата. В зависимости от уровня сложности кейса, данный этап может быть реализован в течении нескольких учебных единиц времени.
Суть кейс-чемпионата заключается в том, что все команды получают для решения одинаковый кейс, который не имеет однозначного решения. Одной из главных задач учителя при организации кейс-чемпионата разработать качественный кейс в «европейском» формате. Стоит избегать использование мини-кейсов, они в большей степени ориентированы для занятий из основной учебной программы.