Деятельность общественных организаций и союзов как компонент повседневной жизни горожан Астрахани 1920-е–1930-е гг
Введение
Актуальность исследования Переломные периоды истории государства всегда вызывали и вызывают особый интерес как в различных кругах научного сообщества, так и в социуме в целом. Именно таким переломным периодом в истории советского государства являются 20–30-е годов XX в., когда произошли наиболее радикальные преобразования в социально-экономической, политической и культурной сферах, которые в значительной степени определили основные направления дальнейшего развития советского общества и государства, его историческую судьбу. Рассмотрение общероссийских процессов через призму истории повседневности конкретного региона позволяет отразить разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями.
В основу данного исследования положено изучение общественных организаций Астрахани в 1920-е – 1930-е годы и их роль в повседневной жизни горожан. Для понимания современных проблем России требуется не только социально-экономический
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение2
Глава I. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общественных организаций и союзов в 1920-1930-е годы11
1.1Категория «повседневность» и ее компоненты11
1.2 Роль партийных и государственных органов в формировании государственной политики по отношению к общественным организациям и союзам в СССР в 20-30-е годы XXв.20
1.3. Правовое регулирование деятельности общественных организаций и союзов СССР в 1920-1930-е годы32
ГЛАВА II. Исторический опыт деятельности общественных организаций и союзов Астрахани в 1920-1930-е годы50
2.1 Особенности деятельности организаций и союзов Астрахани в социальной сфере в 1920-1930-е годы50
2.2 Специфика регулятивной роли астраханских общественных организаций70
Заключение85
Список источников и литературы91
Список источников и литературы
Источники
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 393. Оп. 57. Д. 11. Л. Л. 87. 89
ГАРФ. Ф.А-374. Оп.27. Д.503. Л.
ГАРФ. Ф.А-374. Оп.25. Д.64.Л.17
ГАРФ. Ф.А-374.оп.23.д.204.Л.7
ГАРФ. Ф.А-374. Оп.9. Д.9. Л.52
ГАРФ. Ф.Р-9501. Оп. 1. Д. 59.
ГАРФ. Ф. 393. Оп. 57. Д. 11. Л. 220
ГАРФ. Ф. 1185.0п.1. Д. 886. Л. 28
ГАРФ. Ф. 2234. Оп. 1. Д. 31. Л. 26
Государственный архив Астраханской области (ГААО) Ф.2150. Оп.1. Д.75. Л.494
ГААО. Ф. 2150. Оп.1. Д.75. Л.494.
ГААО. Ф. 1115. Оп.2. Д.1. Л.2
ГААО. Ф. 1113.Оп. 1. Д.8. Л.17
ГААО. Ф.1915. Оп. 1.Д.28.Л.148
ГАРФ. Ф. 1185.0п.1. Д. 886. Л. 28
ГАРФ. Ф. 2234. Оп. 1. Д. 31. Л. 26
Российский Государственный Архив Социально-Политической Истории
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д.423. Л. 19
Бюллетень НКВД. 1928. № 27. С. 533
Декрет СНК РСФСР от 25 августа 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. Отдел 1. № 62. Ст. 452.
Законы о кооперации. Систематический сборник декретов, постановлений, инструкций, примерных уставов и пр. М., 1924.
Итоги Всероссийской городской переписи 1923 г.-М.,1927.
Конституция СССР. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 г. // История Советской Конституции (в документах). 1917-1954 гг. М., 1957.
Конституция. (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. М., 1919.
О мерах к поднятию уровня инженерно-технического знания в стране и к улучшению условий жизни инженерно-технических работников в РСФСР
О порядке надзора за обществами: Циркуляр НКВД от 1 июня 1925 г.
О порядке разрешения съездов и совещаний, созываемых государственными учреждениями Союза ССР и государственными предприятиями общесоюзного значения, а равно всесоюзных съездов и совещаний, созываемых общественными организациями: Постановление СНК СССР от 9 июля 1927 г. // СУ РСФСР. 1927. Отдел 1. № 38. Ст. 378.
О порядке созыва съездов и в
ВЦИК от 10 августа 1922 г. она устанавливала для НКВД обязательность предварительного согласования с органами ОГПУ вопросов об утверждении устава и регистрации объединений, а также выдачи разрешений на созыв съездов, совещаний и конференций. В данных правовых актах реализовалось стремление «отделить культурно-просветительные и прочие общественные организации от тех, которые преследовали коммерческие цели».
Если общества помощи и взаимопомощи преследовали цели удовлетворения экономических интересов своих членов, они не попадали под действие закона от 3 августа 1922 г. В феврале 1924 г. Наркомат социального обеспечения инициировал рассмотрение вопроса об этой группе общественных организаций. В итоге было принято решение о распространении на общества помощи и взаимопомощи декрета от 3 августа 1922 г., но контроль за ними должны были осуществлять два наркомата: внутренних дел и социального обеспечения.
С образованием СССР активизировалась законотворческая деятельность