Формирование мотивации к самопознанию у обучающихся младшего школьного возраста
Введение
Актуальность темы исследования. Изменения в современном обществе обусловили и изменения в современном образовании на всех его этапах. Сегодня появилось понимание того, что приобретенные учеником знания позволяют ему не в полной мере соотносить себя с окружающим миром, другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком, в котором есть то, что имеет значение для ребенка, и что должно быть понято им, осознано и принято.
Традиционно в начальной школе основное внимание уделяется познанию окружающего мира через основы предметных знаний, а процесс самопознания младших школьников происходит опосредованно. Самопознание - это начало процесса самосознания, которое является приоритетом подросткового возраста (Божович Л.И., Выготский JI.C., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.). Оно развивается во взаимодействии и общении с другими людьми, на основе сравнения себя с ними.
Исследователи, изучающие проблемы развития детей младшего школьного возраста, отмечают, что представления
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема изучения самопознания личности в зарубежных и отечественных психологических исследованиях 7
Анализ современных подходов к изучению самопознания в детском возрасте……………………………………………. 7
Подходы к проблеме формирования самопознания в детском возрасте……………………………………………… 19
Мотивация самопознания личности детском возрасте…….. 23
Выводы по 1 главе ……………………………………………………… 37
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования мотивации самопознания у детей младшего школьного возраста..39
2.1. Организация и методы исследования формирования самопознания у детей младшего школьного возраста……………. 39
2.2. Мотивация к самопознанию у младших школьников в условиях развивающей среды………………………………………. 46
Заключение ……………………………………………………………… 57
Список использованной литературы ……………………………… 62
Приложения …………………………………………………………… 69
Список используемой литературы
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. - 299, 2 с.
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы детского самосознания. // Изв. АПН РСФСР, Вып. 18. М., 1948.-с. 101-124.
Багге М.Б. Роль педагога в создании образовательной среды : (На примере деятельности С.А. Рачинского)/ М.Б. Багге // Культурноисторические основания создания и развития образовательной среды. - СПб., 2002.- С. 68-75.
Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. - М., 1986. - 412 с
Бердяев Н.А. Самопознание: [Опыт филос. автобиогр.]/ Н. Бердяев; ДЭМ. -М.: ДЭМ, 1990.-334,[1] с. 151
Богданов Е.Н. Организация самопознания личности подросткового и юношеского возраста: (Метод, пособие)/ Е.Н. Богданов, И П Краснощеченко; Ред. А.А. Дергач; Под науч. ред. А.А. Дергача. -Калуга: Калуж. гос. пед. ун-т, 1996.-48,[1] с.
Боденко Б.Н. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде/ Б.Н. Боденко, Л.А. Боденко. -М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001.-93 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464 с.
Божович Л.И., Славина Л.С. Психология развития школьника и его воспитание. -М., 1989. -96 с.
Боцманова М.Э., Захарова А.В., Чан Тхи То Оань. Самооценка как фактор нравственной регуляции в младшем школьном возрасте. Сообщ. 1: Развитие моральных знаний и особенности самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1987. - № 2/37. - С. 41-44.
Вачков И.В. Развитие самосознания через психологическую-сказку. - М., 203.-143 с.
Вохминова Л.В. Формирование познавательной активности младших школьников: (Система Н.В. Занкова)/ Л.В. Вохминова, Л.В. Мороз // Образовательная среда: проблемы гуманизации: Сб. науч. ст. и тез.: [Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Архангельск, 24-25 апр. 2002 г.]. -Архангельск: Помор, гос. ун-т. 2002. - С. 116-121.
Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте. — В кн.:
Самопознание — один из видов деятельности человека, поэтому для нашего исследования интересно подойти к изучению мотивации самопознания с точки зрения теории деятельности, созданной А.Н.Леонтьевым.
Согласно этой концепции мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически. В рамках деятельностной концепции мотив понимается как предмет потребности, на который направлена деятельность субъекта. Мотив определяет содержательную характеристику деятельности, ориентируя ее в предметной среде (Леонтьев А.Н., 1975 г.).
Такая ориентация предполагает адекватное структурное построение самой деятельности, учитывающее особенности среды, возможности субъекта, характеристики предмета деятельности. Мотив - материальный или идеальный предмет, который побуждает