Формирование личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами сказкотерапии
Введение
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также определенное отношение ребенка к себе.
Учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, то есть определенный уровень развития самосознания. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
Личностную готовность «измерить» достаточно сложно, хотя ее важность и значимость вряд ли кто-либо станет отрицать. Одной из причин дезадаптации первоклассников называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. Следовательно, будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке). Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, психологическое развитие которых отстает от нормы, круг общения которых ограничен, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный.
В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. При задержке психического развития дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.
Содержание
Стр.
Введение ………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Понятие личностной готовности к обучению в школе …………………
1.2. Особенности личностной готовности к обучению в школе детей с ЗПР ……………………………………………………………………………………..
1.3. Пути и методы формирования личностной готовности …………………
1.4. Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста …………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников с ЗПР
2.1. Процедура исследования …………………………………………………..
2.2. Описание результатов исследования личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………………………….
2.3. Комплекс мероприятий по формированию личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами сказкотерапии …………………………………………………………………….
2.4. Результаты контрольного среза …………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….
Список литературы
1. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: пособие для студентов средних и высших педагогических заведений, учителей начальных класс и родителей / М. М. Безруких, С.П. Ефимова.- 3-е изд. – М.: Академия, 2012. -240 с.
2. Белова, Е. Ребенок идет в первый класс: Психологическая готовность к этому родителей / Е. Белова // Дошкольное воспитание. – 2013.- №8. - С. 87-91
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М. : Московский психологосоциальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК» 2001.
5. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова.- М., 1999.
6. Бродская С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учебн. пособие / С.Л. Бродская. – М.: Кнорус, 2012.
7. Буре, Р.С. Развитие сотрудничества дошкольников : Готовим детей к школе / Р.С. Буре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:882 05/Source:default
8. Васильченко, Л. В. Воспитание и развитие дошкольников / Л.В. Васильченко. – М., 2010.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
10. Гинзбург, М.Р. Развитие мотивов у детей 6-7 лет / М.Р. Гинзбург // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. – М. : НПО «Образование», 2012. – С. 23.
11. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Аффективно-потребностная сфера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/63790.html
12. Евдокимов А.Н. Психолого-педагогическая поддержка личности дезадаптивного ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. / А.Н. Евдокимов // Перспективы науки. 2011. № 17, стр. 24-29.
13. Ефимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. / Н.В. Ефимова - М.,1991.
14. Журова, Л. Готовность к школьному обучению / Л. Журова, Н. Кузнецова, Е. Кочурова // Начальная школа. – 2012.- № 13. - С. 12-19.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь особому ребенку. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. – СПб, 1998.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб, 1998.
17. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб, 1998.
18. Коломенский Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004.
19. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 2011.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009.
21. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2010.
22. Мулова, Г. В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ). / Г.В. Мулова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13490/
23. Нежнова, Т.А Формирование новой внутренней позиции / Т.А. Нежнова // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М. : Педагогика, 1988.
24. Овчарова, Р.В. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе. / Р.В. Овчарова // Практическая психология в начальной школе. – М, 2004.
25. Особенности психологического развития детей 6-7- летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2008.
26. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция./ К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2003.
27. Практикум по сказкотерапии / Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб, 2000.
28. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. / Е. И. Рогов – М.: ВЛАДОС, 2015.
29. Семаго, Н. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб.: Речь, 2010.
30. Серова, Л.И. Готовность ребенка к школе. / Л.И. Серова [Электронный ресурс] – http://www.psy-files.ru/2007/10/01/serova-l.i.-gotovnost-rebjonka
31. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. / Е.С. Слепович. – М.: Педагогика, 1990.
32. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия. / Д. Соколов. – М.,1996.
33. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2010.
34. Тренинг по сказкотерапии. / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб, 2002.
35. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 2010.
36. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова. – М.: Изд-во Академия, 2007.
37. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Академия, 2000.
38. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011.
39. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004.
40. Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов домашнего образования. / Т.И. Чиркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
41. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2013.
42. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. - СПб, «Речь», 2005.
43. Эльконин, Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007.
44. Ягловская, Е.К. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы. / Е.К. Ягловская, И.А. Бурлакова. – М.: МГППУ, 2010.
При изучении доминирования познавательного или игрового мотива, мы выяснили, что у детей с ЗПР преобладают игровые мотивы поведения, а у их сверстников – мотивы учебной деятельности. У изучаемой нами категории детей слабая познавательная потребность (вместо слушания сказки большинство детей предпочли поиграть). Многие дети с ЗПР комфортно чувствуют себя в детском саду и предпочли бы в нем остаться и на следующий год, тогда, как их нормально развивающиеся сверстники положительно относятся к школе, и детский сад для них уже не является столь значимым. С помощью методики «Лесенка» была выявлена системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
У 50% детей с ЗПР завышенная самооценка. Эти дети ставят себя на первую ступень в основном никак не аргументирует свой выбор просто считая, что он(а) самый лучший, потому что мама так сказала. 30% детей поставили себя на среднюю ступеньку, что говорит об адекватной самооценке. Эти дети хорошо к себе относятся и могу даже привести примеры своих заслуг и хороших поступков. У 20% детей с ЗПР самооценка занижена (Рисунок 5)