Развитие воображения у детей на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Воображение является неотъемлемой частью учеников на уроках математики. Оно способствует развитию логического мышления, повышает эффективность усвоения программного материала, в частности геометрического, где необходимо мысленно представлять объекты изучения, уметь их изображать. Поэтому в современное время мы ставим перед собой задачу совершенствование навыков воображения школьников. Воображение, создание и манипулирование образами, ориентирование в реальном и воображаемом пространстве – важная составляющая психического развития человека, большое значение которой неоднократно подчеркивалось педагогами и психологами.
В начальной школе развитие воображения происходит в основном на уроках математики с элементами геометрии. В задачи обучения элементам геометрии учащихся начальной школы входит формирование у них практических навыков измерения и построения геометрических фигур с помощью чертежно-измерительных инструментов.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что тема данного исследования актуальна, так как в настоящее время все же необходимо акцентировать внимание на проблеме развития воображения: воображение способствует найти учащемуся свои собственные пути решения задач, правильно строить и измерять геометрические фигуры, развивать объемное мышление и применять его на практике.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению воображения в детском возрасте. 5
1.1. Воображение и его сущность. 5
1.2. Подходы к развитию воображения. 12
1.3. Как развивать воображение на уроках математики. 16
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование развития воображения у детей. 18
2.1. Организация и методы исследования воображения 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 18
Заключение 22
Список литературы 24
Список литературы
1. Апшева, С. Ю. Влияние факторов семейного воспитания на развитие творческого воображения младших школьников / С. Ю. Апшева, Ф. В. Малухова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://science–education.ru/ru/article/view?id=19619 (дата обращения: 04.12.2019).
2. Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / В. Н. Белкина, М. А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С. 68 95-98. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitievoobrazheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti1 (дата обращения: 08.03.2020).
3. Вальтер, Д. В. Изучение актуального уровня развития воображения младших школьников [Текст] / Д. В. Вальтер, С. А. Коваль // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-9. – С. 40-47.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. — 98 с.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений.- Т.3.- М., 1983..
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2010. – 145 с. – Текст: непосредственный.
7. Давыдова, Л. С. Развитие творческого воображения в детском возрасте [Текст] // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (266). – С. 103-106.
8. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – М., 2009., 265с.
9. Занка, Е. В. Комплекс игр для развития воображения / Е. В. Занка // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 15-21. – Текст: непосредственный.
10. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения [Текст] // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 34-38.
11. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг – Москва : Питер, 2003. – 43 с. – Текст: непосредственный.
12. Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 5 изд. – Т. 1. – Москва : Владос, 2020
13. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. Учеб. Заведений: В 3-х кН. КН.1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.1998.
14. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. с англ. - Минск.: Попурри, 1996. - 240с.
15. Олькова, Ю. В., Особенности воображения младших школьников [Текст] / Ю. В. Олькова, Л. Г. Пузеп // Тара: Омский государственный педагогический университет (Филиал ОмГПУ в г. Таре). – 2017. – С. 152-155.
16. Покровский, Е. А. Подвижные игры и их классификация / Е. А. Покровский. – Москва : Просвещение. – 2009. – 132 с. – Текст: непосредственный.
17. Речицка, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст] / Е. Г. Речицка, Е. А. Сошина. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2014. – 144.
18. Родари, Джанни. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй [Текст]: Перевод с итал. – М.: 1978.
19. Романенко И.Б , Романенко Ю.М . Аксиология массовой культуры, 253-263, 2014.
20. Сильченкова Л. С. Воссоздающее воображение как познавательный процесс и читательская компетенция / Л. С. Сильченкова, А. И. Страдова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2019. – № 3.
21. Скоробогатов, В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения: сравнительно–исторический анализ [Текст]. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 183 с.
22. Смирнова, Е.О.Детская психология (Текст)/ Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.М.,2003.-368с.
23. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей : учеб.-метод. пособие / О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Речь-М, 2010. – 176 с. – Текст: непосредственный.
Для детей игра является основным средством деятельности, так же как для взрослого человека работа, служба. В игре формируются физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Данные качества формируются в хорошей игре, в которой есть рабочее усилие и усилие мысли. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, отзывчивы и доброжелательны, поэтому их не трудно увлечь, заинтересовать любой работой, в особенности игровой. Изучив труды Л.С. Выготского, Е.В. Занка, Д.Б. Эльконина, И. Хейзинга, мы определили игру, в широком смысле слова, как занимательную и основную для ребенка деятельность в определенных ситуациях. Так, например, по мнению Л.С. Выготского, игра – это основная деятельность детей, главное условие для развития их мотивационнопотребностной сферы. На первом плане игры, он выдвинул проблему мотива и потребность, это стало главным в его понимании появлении игры [6].