Развитие воображения у детей на уроках математики

Цель исследования: выявить процесс развития воображения у школьников при изучении математики
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.12.2022
Объем файла
71 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. 
Воображение является неотъемлемой частью учеников на уроках математики. Оно способствует развитию логического мышления, повышает эффективность усвоения программного материала, в частности геометрического, где необходимо мысленно представлять объекты изучения, уметь их изображать.  Поэтому в современное время мы ставим перед собой задачу совершенствование навыков воображения школьников. Воображение, создание и манипулирование образами, ориентирование в реальном и воображаемом пространстве – важная составляющая психического развития человека, большое значение которой неоднократно подчеркивалось педагогами и психологами. 
В начальной школе развитие воображения происходит в основном на уроках математики с элементами геометрии. В задачи обучения элементам геометрии учащихся начальной школы входит формирование у них практических навыков измерения и построения геометрических фигур с помощью чертежно-измерительных инструментов.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что тема данного исследования актуальна, так как в настоящее время все же необходимо акцентировать внимание на проблеме развития воображения: воображение способствует найти учащемуся свои собственные пути решения задач, правильно строить и измерять геометрические фигуры, развивать объемное мышление и применять его на практике.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению воображения в детском возрасте. 5

1.1. Воображение и его сущность. 5

1.2. Подходы к развитию воображения. 12

1.3. Как развивать воображение на уроках математики. 16

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование развития воображения у детей. 18

2.1. Организация и методы исследования воображения 18

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 18

Заключение 22

Список литературы 24

Список литературы

1. Апшева, С. Ю. Влияние факторов семейного воспитания на развитие творческого воображения младших школьников / С. Ю. Апшева, Ф. В. Малухова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://science–education.ru/ru/article/view?id=19619 (дата обращения: 04.12.2019).

2. Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / В. Н. Белкина, М. А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С. 68 95-98. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitievoobrazheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti1 (дата обращения: 08.03.2020).

3. Вальтер, Д. В. Изучение актуального уровня развития воображения младших школьников [Текст] / Д. В. Вальтер, С. А. Коваль // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-9. – С. 40-47.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. — 98 с.

5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений.- Т.3.- М., 1983..

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2010. – 145 с. – Текст: непосредственный.

7. Давыдова, Л. С. Развитие творческого воображения в детском возрасте [Текст] // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (266). – С. 103-106.

8. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – М., 2009., 265с.

9. Занка, Е. В. Комплекс игр для развития воображения / Е. В. Занка // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 15-21. – Текст: непосредственный.

10. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения [Текст] // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 34-38.

11. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг – Москва : Питер, 2003. – 43 с. – Текст: непосредственный.

12. Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 5 изд. – Т. 1. – Москва : Владос, 2020

13. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. Учеб. Заведений: В 3-х кН. КН.1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.1998.

14. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. с англ. - Минск.: Попурри, 1996. - 240с.

15. Олькова, Ю. В., Особенности воображения младших школьников [Текст] / Ю. В. Олькова, Л. Г. Пузеп // Тара: Омский государственный педагогический университет (Филиал ОмГПУ в г. Таре). – 2017. – С. 152-155.

16. Покровский, Е. А. Подвижные игры и их классификация / Е. А. Покровский. – Москва : Просвещение. – 2009. – 132 с. – Текст: непосредственный.

17. Речицка, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст] / Е. Г. Речицка, Е. А. Сошина. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2014. – 144.

18. Родари, Джанни. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй [Текст]: Перевод с итал. – М.: 1978.

19. Романенко И.Б , Романенко Ю.М . Аксиология массовой культуры, 253-263, 2014.

20. Сильченкова Л. С. Воссоздающее воображение как познавательный процесс и читательская компетенция / Л. С. Сильченкова, А. И. Страдова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2019. – № 3.

21. Скоробогатов, В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения: сравнительно–исторический анализ [Текст]. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 183 с.

22. Смирнова, Е.О.Детская психология (Текст)/ Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.М.,2003.-368с.

23. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей : учеб.-метод. пособие / О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Речь-М, 2010. – 176 с. – Текст: непосредственный.

Для детей игра является основным средством деятельности, так же как для взрослого человека работа, служба. В игре формируются физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Данные качества формируются в хорошей игре, в которой есть рабочее усилие и усилие мысли. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, отзывчивы и доброжелательны, поэтому их не трудно увлечь, заинтересовать любой работой, в особенности игровой.  Изучив труды Л.С. Выготского, Е.В. Занка, Д.Б. Эльконина, И. Хейзинга, мы определили игру, в широком смысле слова, как занимательную и основную для ребенка деятельность в определенных ситуациях.  Так, например, по мнению Л.С. Выготского, игра – это основная деятельность детей, главное условие для развития их мотивационнопотребностной сферы. На первом плане игры, он выдвинул проблему мотива и потребность, это стало главным в его понимании появлении игры [6].