Особенности игры и когнитивного развития в раннем возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным в настоящий момент является проблема развития когнитивной сферы детей, которая включает в себя познавательные психические процессы, которые и являются главными составляющими внутреннего мира человека. Так, благодаря им человек способен воспринимать определённую информацию, воспроизводить объективный мир, трансформируя его в субъективный образ.
Когнитивные функции включает в себя внимание, память, способность к познанию, умение принимать информацию и использовать в практической деятельности полученные знания, умения и навыки. Когнитивные функции возможно рассматривать в качестве функций для познания мира. Одним из ?кризисных? этапов для формирования и развития когнитивных функций, по мнению автора, является ранний возраст, так как начинается более активное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Ранний возраст является важным этапом формирования личности ребенка, которая охватывает период от 1 года до 3 лет. Данный этап становиться одним из благоприятны
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Особенности когнитивного развития детей раннего возраста 6
1.2. Игра как вид деятельности детей раннего возраста 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 14
2.1. Изучение уровня когнитивного развития детей раннего возраста 14
2.2. Рекомендации по когнитивному развитию детей раннего возраста в игровой деятельности 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
Бабиева, Н. С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов / Н. С. Бабиева, А. Н. Гришина, Ю. С. Плохова, Е.?М.?Терешина, Е.?Д. Щелкунова // Перспективы науки. – 2016. – №?2?(77). – С. 64–67.
Боязитова, И. В. Когнитивное развитие детей в раннем детстве средствами психолого-педагогического сопровождения / И. В. Боязитова // Ярославский психологический вестник. – 2018. – №?3?(42). – С. 97–102.
Воропанова, Е. А. Создание условий для формирования сенсорной культуры детей первой младшей группы / Е. А. Воропанова, Е.?В.?Борзенко // Дошкольная педагогика. – 2016. – №?4. – С. 64–66.
Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Исхакова, Г. Т. Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста / Г. Т. Исхакова, Л. Л. Мешкова // Евразийская педагогическая конференция : сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2019. – С. 108–111.
Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / О.?А.?Карабанова, Т.?Н. Доронова, Е.?В. Соловьева. – Москва : Просвещение, 2010. – 96 с.
Кунникова, К. И. Современные представления о роли зрительного восприятия лиц в когнитивном развитии детей раннего возраста / К. И. Кунникова // Вестник психофизиологии. – 2020. – №?2. – С. 22–37.
Мамедова, Л. В. Особенности психического развития детей раннего возраста / Л. В. Мамедова // Современное педагогическое образование. – 2018. – №?6. – С. 255–259.
Носачева, Т. С. Образовательная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в дошкольной организации / Т. С. Носачева, К.?З.?Киселева // Наука и инновации в современных условиях. – Екатеринбург, 2016. – С. 203–206.
Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / Э.?Г.?Пилюгина. – Москва : ТЦ Сфера, 200
В развитии игры Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня, или этапа, на протяжении которых изменяются все компоненты игровой деятельности – игровой сюжет и содержание игры, роли и игровые действия детей дошкольного возраста, отношение к игровым правилам, использование предметов-заместителей. Первый уровень – это этап развития игры в раннем возрасте. Основу игры составляют предметные действия, операции с игрушками, реальными предметами, окружающими ребенка. Игровая роль явно не выделена, она не определяет игровые действия. На данном этапе еще не сформированы умения целеполагания, планирования игровых действий. Однообразность игровых действий подчиняется, как правило, сюжетам бытового характера. Логика игровых действий часто нарушается, сложные ролевые действия для ребенка на данном этапе недоступны. Общение со сверстниками сводится к игре ?рядом?, предметы-заместители не используются.
Е.О. Смирнова отмечает, что предметно-игровая деяте