Аспекты проблемы формирования речевой культуры школьников

Курсовая работа в которой анализируются теоретические аспекты проблемы формирования речевой культуры школьников
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.12.2022
Объем файла
59 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык входит в круг мировых языков и, соответственно, является средством межнационального общения. Совершенно естественно, что в современной школе особенно остро стоит задача изучения русского языка, повышение культуры речи, пропаганды лингвистических знаний в школе.
Непосредственно в школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том, что он должен помочь детям осмыслить требования и нормы языковой культуры, научить младших школьников самостоятельно формулировать мысли, следить за точностью, правильностью, разнообразием и выразительностью языковых средств. Вопросу развития речевой деятельности обучающихся всегда уделялось большое внимание. Великие мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVIII – XIX веков: Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Я. А. Коменский, А. Н. Радищев

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ6
1.1Сущность понятия «речевая культура»6
1.2 Задачи изучения раздела «Лексика» в школе10
Выводы по первой главе
Глава 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА15
2.1 Особенности организации развития культуры речи учащихся при изучении лексики15
2.2 Комплекс упражнений по русскому языку для учащихся 5 класса при изучении лексики19
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баранов М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка в 4 – 8 классах / М. Т. Баранов // Урок русского языка на современном этапе. – М., 1978.
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1988. - 275 с.
Бочкарева Т. С. Развитие речевой культуры студентов / Т. С. Бочкарева // Вестник ОГУ. – 2011. – №2. – С. 58-62.
Будагов Р. А. Введение в науку о языке: учеб. пособие / Р. А. Будагов. – М.: Добросвет – 2003. – 544 с.
Введенская Л.А. Русская лексикография: учеб. пособие / Л.А. Введенская. – М. – Ростов-на-Дону: Март, 2007. – 347 с.
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1972. – С.14.
Выготский Л.С. Мышление и речь : Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1998. – 352 с.
Винокур Г.О. О задачах истории языка. В кн. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г. О. Винокур. – М., 1959. – С. 221 –223.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 197 с.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи / Б. Н. Головин. – М., 1988. – С. 151-156.
Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. пособие / Б. Н. Головин - М.: Высш. шк, 1980. – 335 с.
Инфантова Г.Г. Русский язык. Введение в науку о языку. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: учебник / Г.Г. Инфантова [и др.]. – М.: Академический проект, 2015. – 240 с.
Капинос В.И. Развитие речи: задачи и содержание обучения. В кн.: Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах / В, И. Капинос. – М.: Просвещение, 1988. – С. 118 – 127.
Ксенофонтова А. Н. Речевая культура – основа речевой деятельности школьников / А. Н. Ксенофонтова. – Оренбург, 2007. – 48 с.
Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школ: учеб. пособие для студентов высших учебны

Профессор А. Н. Ксенофонтова считает, что и в современной методической литературе до недавнего времени присутствовала тенденция к идентификации понятий «культура речи», «правильность речи» и «языковая нормативность». Безусловно, они входят в термин «культура речи», так как он основан на грамматических, синтаксических, лексических и стилистических нормах языка [Ксенофонтова, 2007].
Таким образом, под речевой культурой мы понимаем правильность речи, то есть соблюдение литературных норм, воспринимаемых говорящими и пишущими в качестве «идеала» или общепринятого и традиционно охраняемого обычая, образа, а также речевое мастерство – то есть не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из соответствующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно-уместный, выразительный.