Реализации технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
Введение
Жизнь постоянно ставит перед человеком острые и неотложные задачи, проблемы трудности. Их возникновение означает, что перед нами в окружающей действительности есть еще много неизвестного. Поэтому возникает необходимость все более глубокого познания мира, открытия в нем новых процессов, свойств и взаимоотношения людей и вещей. Потому, какие бы новые веяния, возникшие в современном времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Процесс обучения как творческая работа включает в себя открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Сущность проблемного подхода в обучении 7
1.2 Технология проблемного обучения 12
1.3 Проблемная ситуация как основной элемент технологии проблемного обучения 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1 Цель, задачи и результаты констатирующего эксперимента 21
2.2 Банк проблемных ситуаций для уроков в начальной школе 25
Выводы по главе 2 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматулина // Молодой ученый. – 2012 — № 8 (43). — С. 290–294.
2. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст] : Пособие / Ю. К. Бабанский. – Рост. н/Д гос. пед. ин–т. Рост. н/Д лаборатория НИИ школ М–ва просвещения РСФСР. – Ростов н/Д : [б. и.], 1970. – 31 с.
3. Бабичева, Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов [Текст] / Т. А. Бабичева // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. - № 6. – с. 12-17.
4. Баксанский, О. Е., Чистова, М. В. Проблемное обучение обоснование и реализации / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. 2000. – №1 – с. 24–28
5. Борытко, Н. М. Педагогические технологии [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков – М.: Академия, 2007 – 60 с.
6. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст] : учеб. пособие. Изд. 2–е, испр. и доп. – Калининград : Калинингр. ун–т, 1999. – 91 с.
7. Вальян, Н. С. Роль проблемного изучения в организации поисковой деятельности учащихся и развитии их познавательных мотивов [Текст] / Н. С. Вальян // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2007 – с. 5
8. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования [Текст] : учебное пособие / А. А. Вербицкий; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". - Москва : МПГУ, 2017. -с. 266 : ил
9. Воробьева, Е. В. Проблемное обучение как основа профессионального образования на современном этапе [Текст] / Е. В. Воробьева // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2007. – № 1. – С. 134-138.
10. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А. З. Зак. – Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – 318 с. : ил.
11. Ковалева, Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах [Текст] / Г. Я. Ковалева // Учительский журнал. – 2009. – № 4. – С. 32–37.
12. Клещеногова, Н. П. Создание проблемных ситуаций [Текст] : учебно–методическое пособие / сост. Н. П. Клещеногова. – Кемерово : МБОУ ДПО «НМЦ», 2013. – 68 с.
13. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение [Текст]: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев – М.: Знание, 1991 – 79 с. : ил.
14. Лернер, И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях [Текст] / И. Я. Лернер // Советская педагогика.– 1968. – №7. – С.18 - 21
15. Лернер, И. Я. Проблемное обучение [Текст] / И. Я. Лернер // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» – Москва : Знание, 1974. – 64 с.
16. Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения [Текст] : книга для учителя : из опыта работы / С. Н. Лысенкова. – Москва : Просвещение, 1988. – 192 с.
17. Матухин, Д. Л. Использование активных методов в обучении [Текст] / Д. Л. Матухин // Вестник ТГПУ. – 2012. – №4(119). – с.104.
18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. – Москва : Педагогика, 1972. – 206 с. : ил.
19. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] : книга для учителей / М. И. Махмутов – Москва : Просвещение, 1977 – 240 с.
20. Махмутов, М. И. Проблемное обучение [Текст] : основные вопросы теории / М. И. Махмутов. – Москва : Педагогика, 1975. – 364 с. : ил.
21. Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения [Текст] : Методика преподавания в школе / М. И. Махмутов. – Казань : Таткнигоиздат, 1972. – 551 с.
22. Мельникова, Е. Л. Проблемно–диалогическое обучение как средство реализации ФГОС [Текст]: пособие для учителя / Е. Л. Мельникова – Москва : ФГАОУ АПКиППРО, 2013 – 138 с. : ил.
23. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками [Текст]: пособие для учителя / Е. Л. Мельникова – Москва : АПК и ПРО, 2012 – 168 с. : ил.
24. Оконь, В. Основы проблемного обучения [Текст] : [Пер. с пол.] / В. Оконь. – Москва : Просвещение, 1968. – 208 с. : ил.
25. Поташник, М. М., Требования к современному уроку [Текст] : методическое пособие / М. М. Поташник. – Москва: Центр педагогического образования, 2013. – 271 с.
26. Самойлова, Е. В. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / Е. В. Самойлова / Школьная педагогика. – 2015 – №1 – с. 34–38
27. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко – Москва : Издательский центр «Академия», 2006 – 180 с.
28. Скоробогатова, Г. Г. Проблемная, проектная, модульная и блочно-модульная технологии в работе учителя [Текст] / Г. Г. Скоробогатова. ‒ М.: МИОО, 2002. ‒ с.70
29. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н. Ф. Талызина // Педагогика и психология. – 2003. - №3. – С.23-32
30. Ушаков, Г. А. Плюсы и минусы педагогических технологий проблемного обучения [Текст] / Г. А. Ушаков // – 2016. – №1. – С. 199-202.
31. Фурман, А. В. Проблемные ситуации в обучении [Текст] : Книга для учителя / А. В. Фурман. – Киев : Рад. шк., 1991. – 191 с. : ил.
32. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение [Текст] : Психол. основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. – Москва : АО «Столетие», 1995. – 189 с.
33. Эльконин, Д. Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д. Б. Эльконин – М.: Международная педагогическая академия, 1995. 62 c.
Урок начинается с проблемной ситуации. На столе учителя стоят 3 сосуда с водой разной температуры. В 1–ом сосуде +6 –7 градусов; во 2–ом – вода комнатной температуры +20 градусов; в 3–ем подогретая вода 50–55 градусов.
Без названия темы урока предлагается двум детям подойти к столу, чтобы один опустил руку в 1–ый сосуд, другой в третий сосуд. Через 5–7 секунд вместе опустите руки во 2–ой сосуд. Через 1–2 сек. эти дети должны сказать (написать), какая вода во 2–ом сосуде. Один утверждает – «холодная», другой – «горячая». Возникает проблемная ситуация: какой температуры вода во 2–ом сосуде. Найти способ решения задачи.