Логопедическая работа над развитием артикуляции у детей с дизартрией

Цель данной работы изучить логопедическую работу над развитием артикуляции у детей с дизартрией
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.11.2022
Объем файла
52 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В последнее время большое количество детей имеют такое нарушение произносительной стороны речи, как дизартрия. Речевая функция является основополагающим компонентом в становлении полноценной личности человека, от которой в дальнейшем зависит успешность речевого общения.
Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся именно на детский возраст – дошкольный и школьный периоды. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие ребёнка. Но также любой период развития, начиная постнатальным, подвержен различным угрозам для ребёнка, которые в дальнейшем могут проявиться и в речевом развитии.
Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь.  
Для дизартрии характерно поражение центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата. По последним данным количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 40-45 % случаев от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы изучения особенностей логопедической работы при дизартрии 5

1.1. Определение дизартрии 5

1.2. Особенности проявления дизартрии 8

2. Теоретическое изучение опытно-экспериментального исследования звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии 12

2.1 Обзор методик диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии 12

2.2 Основные направления и содержание логопедической работы при дизартрии 15

3. Экспериментальное обучение детей дошкольного возраста с дизартрией с помощью современных подходов 18

3.1 Цель, задачи и организация экспериментального обучения 18

3.2 Контрольный эксперимент 22

Заключение 25

Список использованных источников 26

Список использованных источников

1. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.

2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018. - 385 c.

3. Блудов, А. А. Дизартрия.NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых (+ DVD-ROM) / А.А. Блудов, Н.В. Белова. - М.: Наука и техника, 2017. - 160 c.

4. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.

5. Дьякова, Елена Александровна Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие / Дьякова Елена Александровна. - М.: Секачев В., 2016. - 136 c.

6. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст]: сб. методических рекомендаций. / М.: САГА; ФОРУМ, 2017. – 272 с.

7. Логопедия. Теория и практика [Текст] / под ред. Т.Б. Филичевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2018. – 608 с.

8. Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.

9. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., 2018. – 208 с.

10. Поварова И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников. — М.: Юрайт, 2020. — 140 с.

11. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 197 с

12. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей. — М.: Юрайт, 2020. — 202 с.

13. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - Москва: Мир, 2018. - 320 c.

14. Учебные записки университета им. П.Ф. Лесгафта / И.Н. Балашова, Н.П. Ванчакова. – №1(131)– 2017.

15. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.

16. Шереметьева, Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: учебно-практическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск, 2017. – 104 с.

Существуют как традиционные, так и современные подходы по преодолению дизартрии в дошкольном возрасте. На наш взгляд наиболее интересным подходом можно рассматривать кинезиологию [5]. Прикладная кинезиология – это такой вид альтернативной медицины, который основан в 1964 году Джорджем Гудхартом в США. Он представляет собой хиропрактический метод диагностики и терапии, которы декларируюет связи мышечного напряжения (тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма и предлагающий способы корректирующего немедикаментозного воздействия на них.
Существует такая концепция как «три в одном». Она является интересным направлением кинезиологии и возникла в 70-х годах 20 века. Авторами концепции являются Гордон Стокс (кинезиолог), Дениэл Уайтсайд (врач-генетик) и Кэндис Келлуэй 1949-2005 (психолог, метафизик). Кинезиология развилась в 60-е годы из хиропрактики, остеопатии и других наук. Основатель кинезиологии – американец Джордж Гудхардт. Он принял за основу древний метод индейцев, развил его, создав достаточно стройную теорию, в основе которой лежит мышечный тест, считающийся в науке о движениях точнейшим и эффективным инструментом. Мышечное тестирование определяет стрессовые области в жизни человека и уточняет эмоциональные травмы, которые привели к проблемам.