Планирование работы с детьми 4-5 лет по развитию воображения средствами нетрадиционных техник рисования
ВВЕДЕНИЕ
Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что к концу дошкольного возраста ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок; ребенок проявляет любознательность.
В исследованиях Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконина, и других психологов утверждается, что воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, в значительной степени определяет эффективность готовности ребенка к обучению в школе. Все необходимые качества воображения возникают не с
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ………………………………………………………….5
Характеристика развития воображения у детей 4-5 лет…………............5
1.2 Нетрадиционные техники рисования, их характеристика, роль в развитии воображения…………………………………………..…………………………...9
Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства развития воображения……………………………………….………..12
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ………………………………………………………………........17
2.1 Анализ планирующей документации по развитию воображения детей дошкольного возраста………………...................................................................17
Анализ условий организации работы по развитию воображения средствами рисования в средней группе МБДОУ № 187 …………………….23
2.3. Планирование работы с детьми 4-5 лет по развитию воображения средствами нетрадиционных техник рисования………………………………25
Рекомендации для воспитателей по развитию воображения детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования…………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 29 декабря, 2012 - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 192 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.: УЦ Перспектива, 2014. - 53 с.
З. «Детство»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб. 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.
4. Истоки. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Науч.рук. Л.А Парамонова. – 5-е изд. Перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 336 с.
6. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. / И.А. Лыкова – М.: ИД «Цветной мир», 2015. – 144 с.
Специальная литература (книги)
7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. , Андреева А. Д.; //Под ред. Дубровиной И.В. Психология — М.: 2014. — 496 с.
8. Ильин Е.П. Психология творчества креативности одаренности. — СПб., Питер, 2012. — 438 с.
9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 2013. – 326 с.
10. Погодина С С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества/ С.В. Погодина. – М,; Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.
11. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. — СПб., Питер, 2010. - 587с.
12. Урунтаева Г.А. Детская психология. — М. 2013. — 368 с.
Публикации в периодической печати
13. Галянт И. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. — 2013. - 100 с.
14. Емельянова М.И. Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ //Дошкольная педагогика
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Аналогичная техника рисования - оттиск поролоном. Необходимые материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Чтобы получить изображение ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Изображение готово [13, с. 49].
Следующей нетрадиционной техникой рисования является печать из ниток. Для этой техники необходимы следующие материалы: нить шерстяная, основа, краски гуашь, кисть, бумага, баночка для воды. Используются нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Способ получения изображения: густым слоем кр