Тьюторское сопровождение развития финансовой грамотности

Дипломная работа, описывающая исследование в поиске, разработке, эмпирической проверке комплекса мероприятий тьюторского сопровождения развития финансовой грамотности у подростков. В работе представлены иллюстрации, графики, таблицы, а также обширный список литературы и приложения
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.07.2022
Объем файла
295 Кб
Количество страниц
86
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2880 руб.
3600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Экономическое состояние общества в 21 веке, обусловленное применением высоких технологий, изменилось таким образом, что старые качественные характеристики выпускников, связанные со знанием фактологического материала, стабильностью рабочего места, привязанностью работника к выполнению одних и тех же функций в течение всей своей профессиональной жизни, утратили свою актуальность. На смену им пришли иные качества личности, представляющей лицо современного общества: гибкость, адаптируемость, мобильность, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в команде и вовлеченность в бизнес-процессы, заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом. В соответствии с требованиями федерального стандарта образования, выпускники школы должны получить опыт работы с источниками экономической информации, критического осмысления информации, формирования собственных заключений и оценочных суждений, анализа общественных явлений, освоения типичных экономических ролей и написания творческих работ.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9

1.1. Теоретический анализ литературы по проблемам тьюторского сопровождения развития финансовой грамотности у подростков 9

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 13

1.3. Сущность и содержание тьюторского сопровождения образования подростков 19
1.4. Формы и методы тьюторского сопровождения развития финансовой грамотности у подростков ...25

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 37

2.1. Анализ деятельности ЧОУ СОШ «Индра» по формированию финансовой грамотности обучающихся 7 – 10 классов и характеристика контингента обучающихся, принявших участие в исследовании . 37

2.2. Диагностика уровня сформированности финансовой грамотности у обучающихся ЧОУ СОШ «Индра», принявших участие в исследовании 42

2.3. Разработка и реализация комплекса мероприятий тьюторского сопровождения развития финансовой грамотности у подростков 50
2.4. Повторная диагностика уровня сформированности финансовой грамотности у подростков обучающихся ЧОУ СОШ «Индра», принявших участие в исследовании 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….…………64

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………65

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………71

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………..78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………..83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………89

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования принят 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 08.10.2021). – Текст: электронный.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования принят 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 08.10.2021). – Текст: электронный.

3. Байманбетова, А. З. Роль денег в развитии экономики государства /А. З. Байманбетова, М. Э. Малания, Ф. М. Батчаева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 2017. - № 19. - С. 137-139

4. Банк заданий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы / В. Ю. Баранова, Е. И. Давыдова, К. Вепрентцев, О. А. Журавлев, Г. С. Ковалева, Е. С. Королькова, Н. Г. Кошеленко, А. В. Половникова, Е. Л. Рутковская, М. В. Серков, О. А. Французова. – Москва. 2018 – URL: http://finance.instrao.ru/fin/files/Банк_заданий.pdf (дата обращения 07.10.2021). – Текст: электронный

5. Басюк, В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты /  В. С. Басюк, Г. С. Ковалева // «Отечественная и зарубежная педагогика». - № 4  Т.1 (61). -  2019 (РИНЦ,     ВАК)

6. Беленькова, С.А. Финансовая грамотность – необходимое условие социализации личности / С. А. Беленькова  // Педагогический поиск. – 2021. – № 2. – С. 35-39.

7. Белехова, Г.В. Повышение финансовой грамотности школьников: актуализация проблемы и опыт академического научно-образовательного центра / Г. В. Белехова, И. Н. Разварина // Социальное партнерство. – 2019. – № 1. – С. 1-4.

8. Бендова, Л. В. Система подготовки новых тьюторов как условие обеспечения качества образовательных услуг в открытом дистанционном образовании / Л. В. Бендова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. – Москва, 2006. - Вып. 15. - С. 13—20.

9. Беспалова, Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты / Г. М. Беспалова // Директор школы. - 2007. - № 7. - С. 51—58.

10. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая [и др.], под общей редакцией Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2020. – 174 с.

11. Брехова, Ю.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов  — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. — URL: https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192139607/978-5-408-04065-0%20Методичесике%20рекомендации%20для%20учителя%20БЛОК%2010-11.pdf (дата обращения 08.10.2021). – Текст: электронный.

12. Вершинин, В. Н. Выбор индивидуальной образовательной траектории / В. Н. Вершинин // Открытая школа. - 2007. - № 4. - С. 48–50.

13. Ветказова, С. А. Одной смекалки мало. Российским подросткам требуются иные образовательные программы по финансовой грамотности / С. А. Ветказова // Управление школой – Первое сентября. – 2014. – № 12. – С. 22-23. – URL: https://upr.1sept.ru/uprarchive.php (дата обращения: 08.10.2021). – Текст: электронный.

14. Владимирская, О. Д. Индивидуальное обучение: образовательная программа / О. Д. Владимирская // СПб.: Экспресс, 2009. -  27 с.

15. Выготский, Л. С. Проблема возраста./ Л. С. Выготский  // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4

16. Голубева, Е.В. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков / Е. В. Голубева, О. Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. – 2015. - № 10. – С. 184-194.

17. Голубева, Е.В. Конфликтное отношение к деньгам как деформация в экономическом сознании подростков, не имеющих опыта оплачиваемой трудовой деятельности / Е. В. Голубева, Е. А. Гришачёва // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-4. – С. 985-988.

18. Гормин А. С. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. С. Гормин // Директор школы. - 2007. - № 1. - С. 69–74.

19. Громова, Т. В. Основы тьюторской деятельности: учебное пособие / Т. В. Громова — Самара: Глагол, 2009. — 265 с.

20. Довбыш, С. Е. Задачи о тьюторской деятельности / С. Е. Довбыш // Педагогические технологии. -  2013. - № 4. – С. 72-80.

21. Ермоленко, В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект / В. А. Ермоленко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 08.10.2021). – Текст: электронный.

22. Зарубина, Н.Н. Социокультурные установки в отношении денег как предпосылка глобального финансового кризиса/ Н. Н. Зарубина // Вестник МГИМО Университета. - 2009. - № 3-4. - С. 103-109.

23. Игнатьева, Е. П. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен / Е. П. Игнатьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 86–92.

24. Иванаева, М.Е. Бизнес-проектная деятельность как компонент формирования экономической и финансовой грамотности современного подростка / М. Е. Иванаева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). – Оренбург, 2020. – С. 2388–2393.

25. Исаева, Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков / Т.Е. Исаева. // Ростов н/Д, 1990.

26. Калинкина, Н.Н. Эффективная национальная система финансового просвещения: продолжение традиций коммерческого образования в России // Экономика плюс педагогика. - 2007. – № 12. – С. 22-23. –URL: https://ecschool.hse.ru/data/2011/04/22/1210966233/4_2007_1.pdf (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.

27. Ковалева, Г.И. Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения учебных задач: Дисс. канд. пед. наук. / Г. И. Ковалева — Волгоград, 1998.- 200 с.

28. Ковалева, Т. М.,  Концепция школы «Эврика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования / Т. М. Ковалева, Л. М. Долгова // Управление школой индивидуального образования.  - Томск, 2002. - С. 15—19.

29. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. / Т. М. Ковалева // М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.

30. Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 5–8. /Т. М. Ковалева // М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 64 с.

31. Ковалева, Т. М. Тьюторское сопровождение в Старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения/ Т.М. Ковалева // Теоретические исследования 2005 года: материалы науч. конф. М.: ИТИП РАО, 2006.

32. Ковалева, Т. М. О возможности тьюторского сопровождения в современной школе /Т. М. Ковалева; под ред. Ю. С. Богачинской, Г. В. Цветковой, Г. А. Ястребовой  // Тьюторские практики: от философии до технологии: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, 8-9 декабря 2010 г., Волгоград – Волжский. - Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010. - С. 17–24.

33. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». Из серии Библиотека тьютора. Выпуск 2 / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - М.: СФК-офис, 2012. - 303 с.

34. Кокарева, М.Е., Финансовый дом: секреты управления личными финансами/ М. Е. Кокарева, Г. А. Грибина // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 6. - С. 135.

35. Корлюгова, Ю.Н. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, А. В. Половникова  – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – URL: https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192136565/978-5-408-04088-9%20Методические%20рекомендации%20для%20учителя%20БЛОК%205-7.pdf (дата обращения 07.10.2021). – Текст: электронный

36. Королькова, Е.С. Формирование финансовой грамотности при решении познавательных заданий / Е. С. Королькова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4. – С. 196–207

37. Кочурова, Е.Э. Пути повышения финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы / Е. Э. Кочурова // Начальное образование. – 2019. – № 4. – С. 17-21 ; № 5. – С. 28-32.

 

38. Кузибецкая, Г.В. Формирование финансовой грамотности молодежи и подростков / Г.В. Кузибецкая, Е.С. Монина // Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград, 2018. – С. 191–194.

 

39. Моисеева, Д. В. Финансовая грамотность населения российского региона : экономико-социологический анализ : автореферат дис. ... кандидата социологических наук/ Д. В. Моисеева. -  Волгоград, 2017. - 29 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006663702 (дата обращения 07.10.2021). – Текст: электронный

 

40. Телегина И. Как развивать у подростка финансовую грамотность / И. Телегина // Школьный психолог – Первое сентября. – 2018. – № 9/10. – С. 42-45.       

41. Паатова, М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования / М.Э. Паатова, М.Ш.Даурова // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 2 (28). - С.173-175

42. Половникова, А. В. «Инструменты диагностики и оценки функциональной финансовой грамотности» электронная презентация (к вебинару 26.02.2020 г.). - URL: https://fmc.hse.ru/news/344835734.html (дата обращения 07.10.2021) – Текст: электронный

43. Половникова, А.В. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системнодеятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации/ А. В. Половникова, А. А. Козлова // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4  Т.1 (61). – 2019. – С. 159 – 176

44. Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в основной школе: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.Ю. Ерёмина. -Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017.  - 166 с.

45. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.». – URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=118377-proekt_natsionalnaya_strategiya_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_2017-2023_gg (дата обращения 07.10.2021). – Текст: электронный

46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. /С. Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1989

47. Рутковская, Е.Л. Функциональная грамотность: возможности школьного обществознания/ Е. Л. Рутковская // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 8. - С. 28–35.

48. Рутковская Е.Л. Введение учащихся в индивидуальное проектирование в области финансовой грамотности: методическое сопровождение педагогов-кураторов / Е. Л. Рутковская// Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей. Выпуск VI / Под ред. А.А.Сорокина. – М.: Книгодел, 2019. -  С.383-391.

49. Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность: как оценивается результат?/ Е. Л. Рутковская // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова: Сборник научных статей. Выпуск V. В 2 т. / Под ред.  А.А.Сорокина. – М.: Книгодел, 2018. Т.1. – 392 с. - С. 245-255. 

50. Рыбалкина, Н. В. Открытое пространство образования: способы представления и построения / Н. В. Рыбалкина. - Томск, 2004.

51. Рязанова, О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС. - 2016. — 144 с.

52. Собина, Т. А. Индивидуальная образовательная траектория – реализация личностного потенциала ученика / Т. А. Собина // Сибирский учитель. -  2011. - № 2. - С. 40–43.

53. Суханова, Е.А. Тьюторство как механизм индивидуализации. / Е. А. Суханова; отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская  // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV всероссийской научной конференции. – Томск: Пилад, 2000.

54. Тюриков, А. Г. Модели поведения школьников в юридически значимых ситуациях выбора финансовых инструментов / А.Г. Тюриков, М.В. Кибакин, Ю.А. Кораблин [и др.] // Юридическая наука. – 2019. – № 12. – С. 72-74.

55. Таукина, М.В. "Домашний маркет" / М. В. Таукина // Современная библиотека. – 2019. – № 9. – С. 62-63.   

56. Теров, А. А. К вопросу о моделях тьюторского сопрвождения в образовательном учреждении /А. А. Теров; науч.ред. Т. М. Ковалева // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора // Материалы Всероссийского научно-методического семинара. — 2-е изд. — М. : АПКиППРО, 2011. — С. 28.

57. Тубельский, А. Л. Новая модель образования старшеклассника /А. Л. Тубельский. - М.: Сентябрь. - 2001.

58. Филинкова, Е.Б. Деньги как фактор возникновения психологических проблем у богатых людей / Е. Б. Филинкова // Социальная психология и общество. - 2019. - Т. 10. № 3. - С. 100—117.

59. «Финансовый абсолют» в Артеке // Банковское обозрение. – 2017. – № 8. – С. 110–111. –URL: https://bosfera.ru/bo/finansovyy-absolyut-v-arteke (дата обращения: 22.03.2021). – Текст: электронный.

60. Финансовая грамотность. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». -  URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/index.php?sphrase_id=2377 (дата обращения 07.10.2021). – Текст : электронный

61. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4

62. Сайт ЧОУ СОШ «Индра». – URL: https://indra11a.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizaczii (дата обращения: 07.10.2021). – Текст: электронный

Обычно в младшем подростковом возрасте  у школьников начинают появляться личные финансовые расходы и карманные деньги, в связи с этим формируется и постепенно зреет представление о ценности денег и их возможностях для дальнейшего благополучия.

В возрасте 14–16 лет (8-9 классы школы) подростки с правовой точки зрения обретают частично права и обязанности в финансовой сфере. Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.