Применение технологии интеллектуальных карт для формирования и развития критического мышления у учащихся средней школы
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха создает потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменение обстоятельств и самой творить новые обстоятельства.
Сегодня каждый день мы пропускаем через себя поток многочисленных данных, и для дальнейшего развития и принятия важнейших жизненных решений у школьников должны вырабатываться устойчивые навыки работы с большими объемами информации. Как научить школьников умению анализировать, структурировать и интерпретировать информацию? Как научить школьника “правильно использовать” свой мозг, избавить его от стереотипов мышления, научить учиться и жить, проявляя собственную уникальность и неповторимость?
Данная проблема становится одной из основных в современном образовании. Для разрешения этой проблемы необходимы специальные образовательные технологии, которые бы позволяли развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом мас
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. Обзор и анализ использования информационных технологий (на примере технологии интеллектуальных карт) для формирования критического мышления у учащихся средней школы
1.1 Существующие подходы к формированию критического мышления у учащихся средней школы
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся средней школы с позиции формирования критического мышления и использования информационных технологий
1.3 Возможности информационных технологий (на примере технологии интеллектуальных карт) в формировании критического мышления у учащихся средней школы
Глава 2. Разработка системы формирования критического мышления у учащихся средней школы на основе использования технологии интеллектуальных карт и оценка ее эффективности
2.1 Модель системы формирования критического мышления с использованием интеллектуальных карт
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию критического мышления учащихся средней школы с использованием интеллектуальных карт
2.3 Оценка эффективности применения технологии интеллектуальных карт для формирования критического мышления у учащихся средней школы
Заключение
Список литературы
Список литературы.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. Об утверждении ФГОС основного общего образования.
2. Ягудина Т. А. Мышление обучающихся в информационно- педагогическом процессе // Журнал Педагогическое образование и наука. 2009. No 2. C. 65-68.
3. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 380-381.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. С. 197.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. С. 228.
6. Радугина А. Л. Психология и педагогика: учеб.пос. для вузов. М.: Центр, 2002. С. 81.
7. Вострикова Н. М. Понятие «мышление» в психолого педагогической литературе // Журнал сибирский педагогический журнал. 2012. No 8. С. 259.
8. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 159.
9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.
10. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.
11. Dewey J. How we think. Chicago: D. C Heath& Co Publishers, 1910., р. 6; 2, р. 9.
12. Браус Дж., Вуд Д. Инвайроментальное образование в школах: Пер. с англ. NAAEE, 1994. С. 47-50.
13. Минкина, Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческого курса): дис. канд. пед. наук. Казань, 2000. С. 166.
14. Варенников, Я. Воспитывать культуру критического мышления // Журнал высшее образование в России. М, 2003. No 6.С.134.
15. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. С. 18.
16. Халперн Д. Психология критического мышления. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2000. С. 23.
17. Халперн Д. Психология критического мышления. Серия «Мастера психологии» СПб.: Питер, 2000. С. 79.
18. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В. Сорина // Журнал вестник Московского
Подробнейшим образом технология развития критического мышления через чтение и письмо представлена в пособии Дж. Стила, К. Мередитча, Ч. Темпла, С. Уолтера «Популяризация критического мышления, 1997 (36.Темпл Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление – углубленная методика. Пос. 4. – М.: Изд-во Инта «Открытое общество», 1998).
Одним из авторов технологии, Чарлзом Темплом, выделены основные теории, на которых базируется технология РКМЧП (Темпл Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление – углубленная методика. Пос. 4. – М.: Изд-во Инта «Открытое общество», 1998, стр. 87).:
Теория конструктивизма. Эта группа теорий связана с концепциями Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Сущность этого направления заключается в том, что «развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субъектом обучения». «Несконструированное», а «полученное» знание так же необходим для ориентации в мире, но