Роль народных обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников

В данной ВКР проведено анкетирование с учащимися по выявлению знаний и отношения к народным обычаям, обрядам. Проверена опытно-педагогическим путем эффективность использования народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.11.2022
Объем файла
656 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОЛИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 6

1.2. Понятие об эстетическом воспитании 10

1.3. Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников 16

Выводы по главе 1 23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25

2.1. Диагностика уровня знаний обучающихся о русских народных обычаях, обрядах 25

2.2. Формирующий этап эксперимента 27

2.3.  Контрольный этап эксперимента 28

Выводы по  главе 2 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, М. Ф. Круглый год. Народный календарь / М. Ф. Андреева. – Диамант, 2017. – 27 с.

2. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая энциклопедия: научное издательство / Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2016. – 225 с.

3. Батурина, Г. И Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. – М.: Нар.образование 2015. – 172 с.

4. Борев, Ю.Б. Эстетика  / Ю.Б. Борев. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 6 с.

5. Брудный, В.И. Обряды вчера и сегодня / В.И. Брудный. – М.: Наука, 2018. – 34 с.

6. Владченко, Н.Л. Подари себе праздник. Энциклопедия Т. 2. / Н. Л. Владченко, Н.В. Хаткина. – М.: Фолио, 2016. – 78 с.

7. Видусова, А.М Со венком я хожу... - праздник Ивана Купалы  / А. М. Видусова // Клубный репертуар. – 2018. – № 22. – С. 12-13.

8. Волков, Г. Н. Изобразительное искусство, методика обучения в 1-3 классах / Г. Н. Волков, И.П. Глинская. – М.: Радянская школа, 2018. – 43 с.

9. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусств: кн. для учителя нач. классов / Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 2019. – 139 с.

10. Губанова, Е.Н. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры младших школьников на уроках труда / Е.Н. Губанова // Начальная школа. – 2018. – № 8. – С.35-38.

11. Егоров, Е.Н. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время / Е.Н. Егоров // Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 31-32.

12. Конышева, Н.М. Воспитание национальной памяти у младших школьников на уроках художественного труда / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 51-52.

13. Кривцун, О.А. Эстетика: учебник / О.А. Кривцун. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 43 с.

14. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: пособие для учителей / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2019.  – 79 с.

15. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Т. С. Комарова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2017. – 78 с.

16. Локалова, М.С. Праздник в подарок / М. С. Локалова, В. X. Янаев. – М.: Академия, 2018. – 152 с.

Совокупность теоретических представлений об эстетическом воспитании образует особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении.
Как синоним термина ?Эстетического воспитания? употреблялось понятие ?художественное воспитание?, которое, представляя собой часть эстетического воспитания, реализуется более полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно - педагогической деятельности.
Эстетическое воспитание можно определить, какцеленаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.
Эстетическое воспитаниеявляется целостным процессом идейно - эмоционального развития личности, органически связанного с умственным, нравственным, трудовым и физическим воспитанием [8,15].